Общее устройство автомобиля
Автомобиль состоит из трех основных частей — двигателя, шасси и кузова. Общее устройство грузового автомобиля ГАЗ-53А показано на цветном рисунке.
Шасси и двигатель автомобиля ГАЗ-53А
Шасси и двигатель автомобиля ГАЗ-53А:
1 — двигатель; 2 — передняя рессорная подвеска; 3 — передняя ось; 4 — сцепление; 5 — коробка передач; 6 — центральный (трансмиссионный) тормоз; 7 — карданная передача; 8 — вакуумный усилитель тормозов; 9 — задняя рессорная подвеска; 10 — задний ведущий мост; 11 — рама автомобиля; 12 — рулевой механизм.
На большинстве автомобилей устанавливают поршневые двигатели внутреннего сгорания, преобразующие внутреннюю энергию топлива в механическую работу.
Шасси автомобиля включает силовую передачу (трансмиссию), ходовую часть и механизмы управления.
Силовая передача передает крутящий момент от двигателя к ведущим колесам автомобиля и состоит из сцепления 4 коробки передач 5, карданной передачи 7, главной передачи, дифференциала и полуосей (приводных валов).
Сцепление служит для кратковременного отъединения коробки передач от двигателя, плавного их соединения при трогании автомобиля с места и переключении передач.
Коробка передач позволяет изменять величину крутящего момента, передаваемого от коленчатого вала двигателя к карданному валу, разобщать на длительное время двигатель от ведущих колес и обеспечивать движение автомобиля задним ходом.
Карданная передача передает крутящий момент от коробки передач к главной передаче под изменяющимися углами.
Главная передача служит для передачи крутящего момента под прямым углом от карданного вала через дифференциал к полуосям (приводным валам) ведущих колес и увеличения крутящего момента.
Дифференциал обеспечивает возможность вращения ведущих колес с разной частотой (числом оборотов) при движении автомобиля на поворотах и по неровной дороге.
Полуоси передают вращение к ведущим колесам.
Ходовая часть автомобиля состоит из рамы, передней и задней осей, соединяемых с рамой подвеской, в которую входят упругие элементы (рессоры, цилиндрические пружины или пневматические баллоны) и амортизаторы. У большинства легковых автомобилей роль рамы выполняет несущий кузов.
Механизмы управления включают рулевое управление, связанное с передними колесами рулевым приводом, и тормозную систему. Рулевым управлением изменяют направление движения автомобиля путем поворота передних колес. Тормозная система обеспечивает снижение скорости автомобиля, его полную остановку и удержание в неподвижном состоянии.
У грузового автомобиля к кузову относятся платформа с бортами (или фургон, цистерна и т. п.) и кабина водителя. Легковые автомобили и автобусы имеют кузов, приспособленный для размещения пассажиров и рабочего места водителя.
Устройство легкового автомобиля «Москвич-412» изображено на цветном рисунке.
Автомобиль «Москвич-412»
Автомобиль «Москвич-412»:
1 — двигатель;
2 — радиатор системы охлаждения;
3 — аккумуляторная батарея;
4 — коробка передач;
5 — рулевая колонка;
6 — карданная передача;
7 — задний мост;
8 — топливный бак.
Краткие технические характеристики грузовых автомобилей ГАЗ-53А, ГАЗ-51А, ЗИЛ-130 и легковых автомобилей «Москвич-412» и ГАЗ-24 «Волга» приведены в таблице.
Контрольные вопросы
Из каких агрегатов, механизмов и узлов состоит шасси? Через какие механизмы передается крутящий момент от двигателя к ведущим колесам?
Как делят автомобили по назначению? Из каких основных частей состоит автомобиль?
Экскурсия
Ознакомиться с автомобилями в автотранспортном или авторемонтном предприятии и с трудом рабочих различных профессий, связанных с обслуживанием, использованием и ремонтом автомобилей. Ознакомиться с основными частями и агрегатами автомобиля.
«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова