Фазы газораспределения и работа многоцилиндровых двигателей
Фазы газораспределения
Чтобы получить максимальную мощность двигателя, необходимо обеспечивать хорошее наполнение цилиндров свежей горючей смесью и очистку их от отработавших газов. Этого достигают, открывая и закрывая клапаны с некоторым опережением или запаздыванием относительно мертвых точек.
Моменты открытия и закрытия клапанов, выраженные в углах поворота коленчатого вала, называют фазами газораспределения (смотрите цветной рисунок).
Диаграммы фаз газораспределения двигателей
Диаграммы фаз газораспределения двигателей:
а — 3M3-53;
б — ЗИЛ-130.
В карбюраторных двигателях впускной клапан начинает открываться, когда кривошип не дошел 10 — 25° до в. м. т. (в конце такта выпуска); закрывается впускной клапан после того, как кривошип вала прошел н. м. т. на 50 — 75° (в начале такта сжатия). Продолжительность открытия впускного клапана составляет 240 — 280° угла поворота коленчатого вала.
Выпускной клапан открывается в конце рабочего хода с опережением 50 — 70° до н. м. т., а закрывается в начале такта впуска с запаздыванием 20 — 50° после в. м. т. Продолжительность открытия выпускного клапана равна 250 — 300°.
Моменты, когда оба клапана одновременно открыты, называют перекрытием клапанов. В это время происходит продувка цилиндров свежей горючей смесью от отработавших газов.
Работа многоцилиндровых двигателей
Для обеспечения равномерности работы многоцилиндрового двигателя надо, чтобы рабочие ходы происходили в разных цилиндрах через одинаковые углы поворота коленчатого вала.
Порядок работы двигателя — это последовательность совершения одноименных тактов в его цилиндрах. Порядок работы зависит от расположения шатунных шеек коленчатого вала и кулачков распределительного вала.
Цилиндры рядных двигателей нумеруют со стороны переднего конца коленчатого вала. Так же нумеруют цилиндры V-образных двигателей, но сначала — ряд, расположенный справа по ходу автомобиля.
Схема многоцилиндровых четырехтактных двигателей
Схема многоцилиндровых четырехтактных двигателей:
а — рядного четырехцилиндрового;
б — рядного шестицилиндрового;
в — восьмицилиндрового V-образного.
У четырехцилиндровых двигателей шатунные шейки расположены попарно 1-я с 4-й и 2-я с 3-й под углом 180° и поэтому возможны два порядка работы:
- 1 — 3 — 4 — 2 (АЗЛК-412);
- 1 — 2 — 4 — 3 (ЗМЗ-24).
Сочетание тактов, одновременно происходящих в различных цилиндрах двигателя при порядке работы 1 — 3 — 4 — 2, показано в таблице.
Полуобороты коленчатого вала | Углы поворота, град | Цилиндры | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Первый | 0 — 180 | Рабочий ход | Выпуск | Сжатие | Впуск |
Второй | 180 — 360 | Выпуск | Впуск | Рабочий ход | Сжатие |
Третий | 360 — 540 | Впуск | Сжатие | Выпуск | Рабочий ход |
Четвертый | 540 — 720 | Сжатие | Рабочий ход | Впуск | Выпуск |
У шестицилиндровых двигателей шатунные шейки расположены попарно 1-й с 6-й, 2-я с 5-й и 3-я с 4-й под углом 120°; для них принят один порядок работы 1 — 5 — 3 — 6 — 2 — 4 (ГАЗ-51 А и др.).
У восьмицилиндровых V-образных двигателей шатунные шейки расположены под углом 90° относительно друг друга. Принятый порядок работы 1 — 5 — 4 — 2 — 6 — 3 — 7 — 8.
«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова