Основные неисправности и уход за газораспределительным механизмом
Основные неисправности газораспределительного механизма: неплотное прилегание клапанов к седлам, износ деталей привода клапанов.
Признаки неплотного прилегания впускного клапана — падение мощности двигателя, уменьшение компрессии и хлопки во впускном трубопроводе. Причинами неисправности могут явиться отсутствие теплового зазора между стержнем клапана и винтом коромысла, отложение нагара, обгорание или повреждение рабочих поверхностей клапана или седла. В случае неплотного прилегания выпускного клапана падает мощность двигателя и, кроме того, возможны хлопки в глушителе.
При износе деталей газораспределительного механизма (шестерни, втулки и др.) появляются стуки и шумы. Регулируют тепловой зазор на холодных двигателях, когда поршень находится в в. м. т. такта сжатия. Для регулировки зазора надо ослабить контргайку 2 винта 3 коромысла 4 и, поворачивая его ключом или (если винт имеет прорезь) отверткой, установить зазор по щупу А. Затянуть контргайку и снова проверить зазор. Так же регулируют зазор второго клапана этого цилиндра.
Регулировка и проверка зазора
Регулировка (а) и проверка (б) зазора между нажимным винтом коромысла и наконечником стержня клапана:
1 — наконечник стержня клапана; 2 — контргайка; 3 — нажимной винт; 4 — коромысло;
А — плоский щуп; Б и В — ключи.
Зазоры клапанов остальных цилиндров регулируют в порядке их работы, например 1 — 5 — 4 — 2 — 6 — 3 — 7 — 8, поворачивая коленчатый вал при переходе от цилиндра к цилиндру на 1/4 оборота.
При незначительном износе, подгорании рабочей поверхности клапанов и седел их притирают. Для этого снимают головку цилиндров, метят клапаны и, сняв их пружины, вынимают клапаны из гнезд.
Притирают клапан следующим образом. На его стержень надевают слабую пружину и вставляют клапан на место. Пастой из абразивного порошка, смешанного с маслом для двигателя, покрывают рабочую поверхность клапана и дрелью поворачивают клапан в обе стороны на 1/2 оборота, поочередно усиливая и ослабляя его нажатие (при ослаблении нажатия пружина поднимает клапан).
Притирка закончена, если рабочие поверхности клапана и седла имеют ровную матовую полосу шириной от 1,5 до 3,0 мм. Несколько поперечных черточек, нанесенных мягким карандашом на рабочую поверхность клапана, провертываемого вправо и влево на 1/4 оборота, должны быть полностью стерты.
Поврежденные детали газораспределительного механизма заменяют.
Уход за газораспределительным механизмом:
- через одно ТО-2 проверять и при необходимости регулировать тепловые зазоры между стержнем клапана и коромыслом;
- регулировать натяжение цепи привода распределительного вала. У двигателя A3ЛK-412 в начальный период использования автомобиля приводная цепь растягивается наиболее интенсивно, затем несколько медленнее. Поэтому первый раз цепь подтягивают после первых 4000 км пробега, а затем — через каждые 8000 км (при ТО-2).
Порядок регулировки натяжения цепи следующий:
- отпустить на 1/2 — 1/3 оборота стопорный болт, фиксирующий положение плунжера 2 (смотрите Цепной привод распределительного вала двигателя АЗЛК-412);
- дать двигателю поработать на малых оборотах 1 — 2 мин. Если двигатель снят с автомобиля, провернуть коленчатый вал по направлению движения часовой стрелки на 3 — 4 оборота;
- законтрить стопорный болт плунжера, т. е. зафиксировать плунжер в новом положении, а с ним и рычаг звездочки натяжного устройства.
Контрольные вопросы
Каково назначение и общее устройство газораспределительного механизма?
Для чего служат и как устроены распределительный вал и его привод?
Каково назначение и устройство толкателей, штанг и коромысел?
Объясните назначение и устройство клапанов, пружин и деталей их крепления. Каковы назначение и величина зазоров между клапанами и коромыслами (толкателями)?
Что называется фазами газораспределения и как влияет их изменение на мощность двигателя?
«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова