Блок и головки цилиндров, картер
Блок цилиндров — основную (базовую) деталь двигателя — выполняют в одной отливке с картером.
Блоки цилиндров и головки двигателей
Блоки цилиндров и головки двигателей:
а и б — рядных шестицилиндрового и четырехцилиндрового; в — восьмицилиндрового;
1 — головка блока; 2 — водяная рубашка; 3 — камера сгорания; 4 — шпилька; 5 — блоки цилиндров; 6 — цилиндр; 7 — седло клапана; 8 — водяная рубашка; 9 — впускной и выпускной каналы; 10 — клапанная коробка; 11 — коренной подшипник; 12 — картеры; 13 — фланец крепления поддона; 14 — фланец крепления картера маховика; 15 — металлоасбестовая прокладка; 16 — уплотнительные прокладки (кольца); 17 — «мокрая» гильза; 18 — головка блока с верхним расположением клапанов; 19 — крышка распределительных шестерен; 20 — поддон картера; 21 — картер маховика.
Цилиндры в блоке могут быть размещены в один ряд (двигатели ГАЗ-51, АЗЛК-412 и ЗМЗ-24) или V-образно в два ряда под углом 90° (3M3-53 и ЗИЛ-130); в последнем случае двигатель имеет две головки цилиндров.
Блоки цилиндров двигателей ГАЗ-51 и ЗИЛ-130 отлиты из чугуна, а двигателей 3M3-53, АЗЛК-412 и ЗМЗ-24 — из алюминиевого сплава. Цилиндры двигателя ГАЗ-51 отлиты как одно целое с блоком и в них запрессованы короткие вставки из кислотоупорного чугуна.
У двигателей 3M3-53, ЗИЛ-130, АЗЛК-412 и ЗМЗ-24 цилиндры выполнены в виде вставных чугунных гильз 17, омываемых жидкостью, циркулирующей в водяной рубашке — полости между гильзами и наружными стенками блока цилиндров; такие гильзы называют «мокрыми».
Блок цилиндров двигателя A3ЛK-412 наклонен вправо на 20°. Благодаря этому облегчен доступ к карбюратору, бензиновому насосу, генератору и стартеру. Одновременно несколько уменьшена высота двигателя.
Поперечный разрез двигателя АЗЛК-412
Поперечный разрез двигателя АЗЛК-412:
1 — оси коромысел;
2 — распределительный вал;
3 — головка блока;
4 — блок цилиндров;
5 — выпускной трубопровод;
6 — «мокрая» гильза;
7 — поршень;
8 — поддон из алюминиевого сплава; 9 — впускной трубопровод.
Тщательно обработанная внутренняя поверхность гильзы цилиндра, направляющая движение поршня, называется зеркалам. Для увеличения срока службы в верхнюю часть гильз запрессовывают короткие тонкостенные вставки из кислотоупорного чугуна.
Гильзы свободно вставляются в гнезда блока 5 и уплотняются снизу медными или резиновыми прокладками 16 (кольцами), а сверху прокладкой 15 головки блока.
При установке гильз в блок цилиндров двигателя 3M3-53 подбирают комплект медных уплотнительных колец так, чтобы гильза выступала над плоскостью разъема блока на 0,02 — 0,09. мм; этим достигают надежное уплотнение гильз при установке головок цилиндров.
Головки цилиндров описываемых двигателей отливают из алюминиевого сплава.
Используют алюминиевый сплав потому, что он обладает лучшей, чем чугун, теплопроводностью, а следовательно, облегчает отвод от головок теплоты. В результате этого улучшаются условия протекания рабочего процесса в цилиндрах двигателя. В головке 18 выполнены камеры сгорания, в которых имеются резьбовые отверстия для свечей зажигания. Стенки камер сгорания имеют двойные стенки, полость между которыми образует рубашку охлаждения.
Сверху на головке цилиндров закреплены детали газораспределительного механизма.
Во впускные и выпускные каналы 9 отливки головки запрессованы вставные седла 7 и направляющие втулки клапанов.
Металлоасбестовая прокладка 15 между блоком и головкой цилиндров создает герметичность. Крепят головку к блоку болтами или шпильками 4 с гайками.
Головка цилиндров сверху закрыта штампованной или литой крышкой, для уплотнения между ними ставят прокладку из маслостойкой резины.
Картер двигателя имеет несколько усиленных ребрами поперечных перегородок, в которых расположены коренные подшипники 11 коленчатого вала и сверления для опорных шеек распределительного вала. Снизу к картеру привертывают поддон 20.
Наружное и внутреннее оребрение поддона двигателя АЗЛК-412, отлитого из алюминиевого сплава, улучшает охлаждение масла. У остальных изучаемых двигателей поддон картера стальной, штампованный. Место соединения обеих частей картера уплотнено прокладкой.
«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова