Коленчатый вал, маховик и крепление двигателя
Коленчатый вал воспринимает силы от шатунов и преобразует их в крутящий момент, который через маховик передается механизмам силовой передачи.
Коленчатый вал и маховик
Коленчатый вал и маховик:
а — восьмицилиндрового V-образного двигателя; б — четырехцилиндрового рядного двигателя;
1 — коренные шейки; 2 — шатунные шейки; 3 — грязеуловитель; 4 — пробка; 5 — противовесы; 6 — маховик; 7 — зубчатый венец маховика.
Коленчатые валы двигателей ГАЗ-51, ЗИЛ-130 и АЗЛК-412 кованые стальные, а двигателей 3M3-53 и ЗМЗ-24 литые из легированного чугуна. Вал состоит из коренных 1 и шатунных 2 шеек, соединенных щеками, продолжением которых являются противовесы 5, уменьшающие действие инерции. С этой же целью шатунные шейки сделаны полыми.
У двигателя ГАЗ-51 коленчатый вал четырехопорный, у остальных изучаемых двигателей пятиопорный, т. е. имеет пять коренных подшипников, в которых установлены вкладыши, изготовленные из такого же материала, как и шатунные. Крышки подшипников крепят к блоку двумя или четырьмя болтами и шплинтуют. У двигателей, блок которых отлит из алюминиевого сплава, крышки коренных подшипников чугунные. Момент затяжки болтов коренных подшипников должен быть 110 — 130 н * м (11 — 13 кгс * м).
Шатунные шейки, число которых у рядных двигателей равно числу цилиндров, у четырехцилиндровых двигателей расположены попарно под углом 180°, у шестицилиндровых — под углом 120°.
К каждой шатунной шейке коленчатого вала V-образных двигателей крепят по два шатуна, соединяющие ее соответственно с поршнями правого и левого рядов цилиндров. Поэтому шатунных шеек у таких двигателей вдвое меньше числа цилиндров. У восьмицилиндровых V-образных двигателей шатунные шейки располагают под 90° друг к другу.
Масло от коренных подшипников к шатунным поступает через каналы в щеках вала и грязеуловители 3, закрытые пробками 4.
На переднем конце коленчатого вала крепят распределительную шестерню (у двигателя АЗЛК-412 — звездочку) и шкив привода вентилятора, а в торец вала ввертывают храповик. Осевое перемещение вала ограничивают сталебаббитовые кольца, установленные в переднем коренном подшипнике. К фланцу заднего конца коленчатого вала крепят маховик.
Вытекание масла из картера двигателя в местах выхода коленчатого вала предотвращают маслоотбрасывающий буртик и маслоотгонная резьба на заднем конце коленчатого вала и маслоотражатель на переднем конце. Кроме того, места выхода вала уплотняют сальниками.
Маховик — чугунный диск с тяжелым ободом, он выводит поршни из мертвых точек, повышает плавность работы, облегчает пуск двигателя и трогание автомобиля с места. На ободе маховика 6 напрессован зубчатый венец 7 для пуска двигателя от стартера. Маховик крепят несимметрично расположенными болтами, которые должны быть затянуты с моментом 140 — 150 н * м (14 — 15 кгс * м).
Крепление двигателя к раме или подрамнику должно быть надежным, но упругим, чтобы вибрация двигателя не передавалась кузову, а перекосы рамы при движении не вызывали повреждения деталей крепления. Для этого между опорными кронштейнами (лапами) двигателя и рамой автомобиля помещают резиновые подушки.
Крепление двигателя 3M3-53 на раме
Крепление двигателя 3M3-53 на раме:
1 — кронштейн передней опоры двигателя;
2 и 5 — болты крепления передней и задней опор;
3 и 4 — резиновые подушки;
6 — кронштейн задней опоры двигателя (прилив картера сцепления);
7 — картер сцепления;
8 и 9 — опорные кронштейны (элементы) рамы;
10 — блок цилиндров двигателя.
Число опор бывает равно четырем (по две справа и слева у передней и задней частей двигателя, как это сделано у двигателей 3M3-53 и ГАЗ-51) или трем (двигатели ЗИЛ-130, АЗЛК-412 и 3M3-24). Двигатель ЗИЛ-130 снабжен тягой, удерживающей его от продольных перемещений.
«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова