Рабочий цикл четырехтактного дизеля
В цилиндрах четырехтактного дизеля происходят те же такты, что и в цилиндрах четырехтактного карбюраторного двигателя (впуск, сжатие, рабочий ход, выпуск).
Впуск. Поршень перемещается к н.м.т., и через открытый впускной клапан цилиндр заполняется воздухом.
Сжатие. Поршень перемещается от н.м.т. к в.м.т. и при закрытых клапанах сжимает находящийся в цилиндре воздух.
У дизеля более высокая, чем у карбюраторного двигателя, степень сжатия (ε = 15 — 20) и как следствие этого выше давление (3,0 — 3,5 Мн/м2, или 30 — 35 кгс/см2) и температура (600 — 700 °С) конца сжатия.
Рабочий ход. В конце такта сжатия в цилиндр через форсунку впрыскивается под высоким давлением (10 — 20 Мн/м2, или 100 — 200 кгс/см2) мелкораспыленное тяжелое жидкое топливо, образующее с воздухом смесь, которая самовоспламеняется под действием высокой температуры сжатого воздуха и быстро сгорает, выделяя много теплоты. В результате температура в цилиндре повышается до 1800 — 2000° С, а давление — до 5 — 6 Мн/м2 (50 — 60 кгс/см2). Под действием силы давления газов поршень движется к н.м.т., повертывая коленчатый вал.
Выпуск. Поршень перемещается к в.м.т., выталкивая через открытый выпускной клапан отработавшие газы в атмосферу.
«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова