Реле-регулятор и реле обратного тока
Реле-регулятор состоит из трех приборов, укрепленных на общей панели: реле обратного тока (РОТ), ограничителя тока (ОТ) и регулятора напряжения (РН). Реле-регулятор устанавливают в моторном отсеке автомобиля на передней стенке кабины (кузова).
Зажимы Я и Ш реле-регулятора соединены соответственно с зажимами Я и Ш генератора, а зажим Б реле-регулятора — через зажим стартера 28 с аккумуляторной батареей 29. Зажимы М (масса) корпусов реле-регулятора и генератора также соединены между собой проводом.
Реле обратного тока автоматически соединяет генератор с аккумуляторной батареей и потребителями, когда напряжение генератора становится выше напряжения батареи, и разъединяет цепь между ними, если напряжение генератора падает ниже напряжения батареи. Это необходимо по следующим причинам.
Когда напряжение генератора выше напряжения батареи и цепь между ними замкнута, ток от генератора проходит через батарею и заряжает ее, пополняя запас энергии, расходуемой на питание потребителей.
Если напряжение генератора из-за уменьшения частоты вращения коленчатого вала двигателя станет ниже напряжения батареи, а цепь между ними останется замкнутой, ток из батареи пойдет через генератор и она будет разряжаться. При остановке двигателя разрядный ток батареи может достигнуть недопустимо большой силы и, помимо сильного разряда батареи, повредить («сжечь») обмотки генератора.
Реле обратного тока состоит из сердечника 4, ярма якоря 5 с подвижным контактом и стойки с неподвижным контактом. На сердечнике имеются толстая последовательная 8 и тонкая параллельная 7 обмотки.
Когда двигатель не работает, якорь реле под действием пружины 3 занимает крайнее верхнее положение, контакты 6 реле разомкнуты и цепь между аккумуляторной батареей и генератором прервана.
Во время работы двигателя на малых оборотах холостого хода ток генератора проходит через обмотки реле по следующей цепи: положительная щетка — зажим Я генератора — зажим 9, реле-регулятора — обмотки 10 ОТ и 8 РОТ — ярмо 1 — сердечник 4 — обмотка 7 — масса — отрицательная щетка. При этом обе обмотки реле намагничивают сердечник.
Пока частота вращения якоря и напряжение на щетках генератора невелики, контакты РОТ разомкнуты, так как намагничивающее действие его обмоток недостаточно для преодоления силы упругости пружины 3. Когда по мере повышения частоты вращения якоря генератора его напряжение достигает 12 — 13 в, сердечник РОТ намагничивается сильнее, притягивает якорь 5 и замыкает контакты 6, соединяя генератор с батареей.
После этого от генератора к батарее пойдет зарядный ток по следующей цепи: положительная щетка — зажим Я генератора — зажим Я реле-регулятора — обмотки 10 ОТ и 8 РОТ — ярмо 1 РОТ — якорь 5 — контакты 6 — зажим Б реле- регулятора — зажим- стартера 28 — батарея 29 — масса — отрицательная щетка.
Если при понижении числа оборотов напряжение генератора станет ниже напряжения батареи, по описанной цепи пойдет ток обратного направления из батареи в генератор.
Проходя через последовательную обмотку 8 РОТ, он создает в сердечнике РОТ магнитное поле с полярностью, обратной полярности магнитного поля параллельной обмотки, вследствие чего суммарное поле обеих обмоток становится слабее и пружина 3 якоря размыкает контакты реле, прерывая цепь между генератором и батареей (размыкание происходит при обратном токе силой 0,5 — 6 а).
«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова