Уход за источниками тока
Ежедневное обслуживание
Проверить внешним осмотром состояние и крепление аккумуляторной батареи, генератора, реле-регулятора и соединяющих их проводов.
Первое и второе технические обслуживания
- Подтянуть крепления батареи, генератора, реле-регулятора и очистить их поверхности.
- Проверить: уровень электролита в аккумуляторах, степень заряженности батареи (по плотности электролита и напряжению на выводных штырях аккумуляторов под нагрузкой); состояние коллектора (контактных колец) и щеток генератора; действие и регулировку реле-регулятора.
Выполнение операций обслуживания источников тока
Аккумуляторная батарея. При ТО-1 проверяют плотность крепления батареи, покачивая ее руками в гнезде. Убеждаются, что бак не имеет трещин, вызывающих течь электролита. Поверхность батареи протирают концами или ветошью, смоченными в 10-процентном растворе аммиака (нашатырном спирте) или соды, а затем насухо вытирают чистыми концами.
Вывернув пробки из крышек всех аккумуляторов, прочищают вентиляционные отверстия (продувают сжатым воздухом или удаляют загрязнения деревянной палочкой). При помощи стеклянной трубочки диаметром 3 — 5 мм контролируют уровень электролита в каждом аккумуляторе. Если он находится на высоте менее 10 мм над пластинами, следует долить дистиллированную воду.
Проверка уровня электролита в аккумуляторах батареи
При ТО-2, кроме вышеуказанных операций, проверяют плотность электролита и степень заряженности аккумуляторов батареи.
Измерение плотности электролита кислотомером
Для определения плотности электролита наконечник кислотомера опускают в аккумулятор и при помощи резиновой груши набирают электролит в стеклянную трубку так, чтобы ареометр всплыл. Плотность электролита соответствует числу, стоящему у деления шкалы ареометра, расположенному на уровне жидкости. Нормальная плотность электролита для различных климатических условий приведена в таблице.
Климатические районы | Плотность электролита при 15°С. г/см3 | |
зимой | летом | |
С резко континентальным климатом и морозами ниже —40 °С | 1,31 | 1,27 |
Северные с морозами до —40 °С | 1,29 | 1,29 |
Центральные с морозами до —30 °С | 1,27 | 1 ,27 |
Южные районы | 1 ,25 | 1,25 |
Если известна начальная плотность электролита в аккумуляторах полностью заряженной батареи, то по уменьшению плотности в процессе эксплуатации можно судить о степени разряженности аккумуляторов, руководствуясь данными таблице.
Плотность электролита при 15 °С в аккумуляторах батареи, г/см3 | ||
полностью заряженной | разряженной на 25% | разряженной на 50% |
1,31 | 1,27 | 1,23 |
1,29 | 1,25 | 1,21 |
1 ,27 | 1,23 | 1,19 |
1,25 | 1,21 | 1 ,17 |
При разряде более чем на 50% летом или на 25% зимой батарею нужно снять с автомобиля и зарядить.
Степень разряженности батареи определяют также по напряжению на выводных штырях аккумуляторов, пользуясь нагрузочной вилкой. Под ее кожухом установлены малое (0,01 ом) и большое (0,02 ом) нагрузочные сопротивления, включаемые путем завертывания гаек.
Для проверки батареи емкостью до 65 а * ч включают большое сопротивление, нагружающее проверяемый аккумулятор током 100 а, для проверки батарей емкостью 70 — 100 а * ч — малое сопротивление (ток 150 а), а батарей емкостью свыше 100 а * ч — оба сопротивления (ток 250 а).
Проверка степени заряженности аккумуляторов
Проверка степени заряженности аккумуляторов
батареи нагрузочной вилкой.
Ножки нагрузочной вилки поочередно прижимают к выводным штырям каждого аккумулятора. У полностью заряженного аккумулятора напряжение в течение 5 сек не должно падать ниже 1,7 в.
Понижение напряжения до 1,6 в указывает, что аккумулятор разряжен на 25% его номинальной емкости, понижение до 1,5 в — что аккумулятор разряжен на 50%. Падение напряжения ниже 1,5 в свидетельствует о полном разряде аккумулятора.
«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова