Skoda Fabia Monte Carlo
Skoda Fabia Monte Carlo Если вернуться в историю автомобилестроения, то первая Monte Carlo появилась пред изумленной публикой в далеком тридцать восьмом году двадцатого века, причем одновременно с моделью Skoda Popular Sport, что была ориентирована на спортивный стиль. Из семидесяти экземпляров, вышедших тогда «в свет», подавляющее ...
Mini Cooper SE с электроприводом
Mini Cooper SE с электроприводом По европейским оценкам, пробег на полном заряде батареи составляет от 234 км до 270 км. ...
RSS-лента


Контрольные и вспомогательные приборы

29 июня 2011г.

Контрольные приборы

Амперметр состоит из латунной шины 2, постоянного магнита 3, стрелки 1 с противовесом 5 и стальным якорьком 4. Пока ток через амперметр не проходит, стрелка удерживается в среднем положении (против нуля шкалы) действующим на ее якорек магнитным полем постоянного магнита.

При прохождении тока по шине 2 вокруг нее образуется магнитное поле, которое воздействует на якорек стрелки и отклоняет ее от нуля шкалы. Величина отклонения зависит от силы тока, а сторона, куда отклоняется стрелка, — от его направления.


Схема электромагнитного амперметра

Схема электромагнитного амперметра

Схема электромагнитного амперметра:

1 — стрелка;
2 — шина;
3 — постоянный магнит;
4 — якорек стрелки;
5 — противовес.


Амперметр включен между генератором и аккумуляторной батареей (смотрите рисунок Схема соединений генератора). При таком включении амперметр всегда показывает силу зарядного или разрядного тока батареи; при заряде стрелка отклоняется вправо, при разряде — влево.

Указатель уровня топлива магнитоэлектрический

Он состоит из собственно указателя, помещенного на щитке приборов автомобиля, и датчика, установленного на верхней стенке топливного бака. В корпусе указателя находятся две катушки, геометрические оси которых расположены под углом 90° друг к другу, и стрелка 6, жестко укрепленная на общей оси с постоянным магнитом 3. На одной из катушек имеются обмотки 5 и 5 с взаимно противоположным направлением витков, на другой катушке — одна обмотка 7. Датчик представляет собой проволочный реостат 1. Его скользящим контактом управляет поплавок 2, положение которого зависит от уровня топлива в баке.


Схема включения

Схема включения

Схема включения магнитоэлектрического указателя уровня топлива:

1 — реостат датчика; 2 — поплавок; 3 — постоянный магнит; 4 и 9 — сопротивления; 5, 7 и 8 — обмотки; 6 — стрелка указателя; 10 — аккумуляторная батарея; 11 — термобиметаллический предохранитель; 12 — выключатель зажигания.


Прибор питается от аккумуляторной батареи 10 через выключатель 12 зажигания.

Как видно из схемы, при включении зажигания ток течет через указатель по двум параллельным цепям: в одну из них входят обмотка 5, сопротивление 4 и датчик, в другую — обмотки 8 и 7 и сопротивление 9. При протекании тока катушки создают два взаимно перпендикулярных магнитных поля, образующих результирующее поле, которое определяет положение постоянного магнита 3, а вместе с ним и стрелки 6 прибора.

Когда бак полон, сопротивление реостата датчика полностью введено в цепь, поэтому через обмотку 5 протекает очень слабый ток, и магнитное поле катушки с обмотками 5 и 8 определяется, главным образом, силой тока, протекающего через обмотку 3. В этом случае результирующее поле обеих катушек удерживает стрелку около деления П шкалы прибора (полный бак).

По мере понижения уровня топлива сопротивление датчика уменьшается и ток в обмотке 5 усиливается, вследствие чего магнитный поток катушки с обмотками 5 и 8 ослабевает, тогда как магнитный поток катушки с обмоткой 7 не изменяется. При этом результирующее поле обеих катушек отклоняет стрелку прибора в направлении нулевого деления шкалы и тем больше, чем ниже уровень топлива в баке. Шкала прибора проградуирована в долях емкости бака.

Сопротивления 4 и 9 применяют для получения требуемого режима работы прибора (силы тока в обмотках).

Указатели давления масла и температуры охлаждающей жидкости

Принцип их действия такой же, как указателя уровня топлива, но эти указатели отличаются от него устройством датчиков и градуировкой. Скользящим контактом реостатного датчика указателя давления масла управляет стальная диафрагма, прогибающаяся под действием давления масла в системе смазки.

Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости представляет собой термистер
— полупроводниковое сопротивление, величина которого резко меняется в зависимости от температуры жидкости в системе охлаждения. Шкалы данных приборов соответственно проградуированы в кгс/см2 и в °С.

Контрольные лампы

Устанавливаемые на щитке приборов автомобиля, применяют самостоятельно или в дополнение к контрольным приборам, снабженным шкалой.

Контрольная лампа указателя поворотов сигнализирует мигающим светом о нормальном действии включенного указателя.

Контрольная лампа включения дальнего света фар, соединенная параллельно соответствующим нитям накала ламп фар, сигнализирует водителю о включенном дальнем свете.

Контрольная лампа заряда аккумуляторных батарей включена параллельно контактам реле обратного тока. Ее горение при включенном зажигании указывает на отсутствие заряда батарей (у автомобиля ГАЗ-53А, оснащенного генератором постоянного тока, эта лампа заменяет амперметр).

Контрольная лампа аварийного давления масла включена в цепь аккумуляторной батареи через датчик, контакты которого замыкаются или размыкаются диафрагмой, прогибающейся вследствие изменения давления масла в системе смазки. Лампа загорается при падении давления ниже допустимого.

Контрольная лампа температуры охлаждающей жидкости включена в цепь батареи через помещенный в радиаторе системы охлаждения датчик, контакты которого замыкаются и размыкаются биметаллической пластинкой, изгибающейся при изменении температуры. Лампа загорается при повышении температуры жидкости сверх 100 °С.

Вспомогательные приборы

К этим приборам автомобиля относятся электрические стеклоочистители, отопители, устройства для обдува ветрового стекла и т. д. Указанные приборы снабжены электродвигателями мощностью до 25 вт, питающимися током от аккумуляторной батареи или генератора системы электрооборудования автомобиля. Устройство и действие этих приборов описано в Дополнительном оборудовании кузова (кабины).

Предохранители

В цепи системы электрооборудования включают последовательно плавкие или термобиметаллические предохранители для защиты в случае короткого замыкания проводов, приборов от перегрева и перегорания, а батареи от сильного разряда и коробления пластин.


Предохранители

Предохранители

Предохранители:

а — плавкий; б — термобиметаллический;

1 — контакты плавкого предохранителя; 2 — вставка; 3 и 8 — зажимы термобиметаллического предохранителя; 4 — корпус; 5 — биметаллическая пластина; 6 — кнопка; 7 и 9 — контакты термобиметаллического предохранителя.


Устройство блока плавких предохранителей автомобилей «Москвич-412» и ГАЗ-51А показано на рисунке. В три пары контактов 1 на его панели устанавливают вставки 2 с проволокой определенного диаметра, рассчитанной на прохождение тока предельно допустимой силы, при превышении которой проволока перегорает и выключает неисправную цепь.

Вставки занумерованы цифрами, нанесенными на панели.
Цепи, защищаемые каждой из вставок, указаны в табличке, наклеенной на внутренней поверхности крышки блока.

Термобиметаллический кнопочный предохранитель, устанавливаемый на автомобиле ГАЗ-53А, состоит из корпуса 4 с контактами 7 и 9 и зажимами 3 и 5, биметаллической (двухслойной) пластины 5 и кнопки 6 с пружиной.

При включении потребителя, в цепи которого установлен предохранитель, через зажим 8, контакт 7, биметаллическую пластину 5, контакт 9 и зажим 3 протекает ток.

Если его сила превышает нормальную, биметаллическая пластина сильно нагревается. Из-за неодинакового коэффициента расширения металлов пластины она изгибается, как показано на рисунке б штриховыми линиями, и размыкает цепь. Чтобы восстановить действие потребителя, необходимо, предварительно устранив короткое замыкание в его цепи, нажать кнопку б, которая возвратит биметаллическую пластину в первоначальное положение.

Биметаллическая пластина предохранителя центрального переключателя света автомобиля ГАЗ-51А после остывания сама возвращается в исходное положение. Если не устранить короткое замыкание в цепи, этот предохранитель продолжает периодически размыкать неисправную цепь, снижая среднюю силу тока в ней и сигнализируя о неисправности характерными щелчками.

«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова

Click to rate this post!
[Total: 0 Average: 0]
Top