Уход за стартером, приборами освещения, сигнализации, контрольными и вспомогательными приборами
Ежедневное обслуживание
Осмотреть приборы, чтобы проверить их состояние, крепление и действие.
Первое и второе технические обслуживания:
- очистить приборы и присоединенные к ним провода от пыли, грязи и масла;
- подтянуть крепления приборов и проводов;
- осмотреть коллектор и щетки стартера и при необходимости очистить коллектор и заменить щетки;
- проверить действие фар и, если требуется, отрегулировать направление их световых лучей.
Выполнение операций обслуживания
Обслуживание стартера. Проверяют коллектор и щетки стартера, а также заменяют значительно износившиеся щетки так же, как у генератора (смотрите рисунок Притирка и коллектору генератора новых щеток).
Регулировка положения фар. Правильность установки фар проверяют специальным оптическим прибором. Если его нет, автомобиль устанавливают перед экраном, размеченным в соответствии с указаниями заводской инструкции. Способ разметки экрана для проверки направления световых лучей фар автомобиля ГАЗ-5ЗА показан на рисунке.
Регулировка направления световых лучей фар
Регулировка направления световых лучей фар автомобиля
ГАЗ-53А по размеченному экрану.
Установив перед экраном автомобиль так, чтобы продолжение его продольной оси симметрии пересекалось с линией ОО экрана, включают дальний свет фар. Центр светового пятна левой фары должен совпадать с точкой OХ экрана, правой фары — с точкой О2.
В случае необходимости изменяют положение оптического элемента в корпусе 7 фары (смотрите рисунок Приборы наружного освещения), вращая регулировочные винты 6 и 9. Вращением винта 6 изменяют положение элемента в вертикальной плоскости (смещают световое пятно вверх или вниз), вращением винта 9 — в горизонтальной плоскости (вправо или влево).
Замена перегоревшей проволоки вставки плавкового предохранителя. Поочередно вынимая вставки из зажимов блока плавких предохранителей (смотрите рисунок Предохранители), устанавливают осмотром, у какой из вставок перегорела проволока. Для замены используют запас проволоки, намотанной на конце вставки, а если запас исчерпан, — медной проволокон точно такого же диаметра. Отрезок (одну «нитку») проволоки закрепляют между металлическими наконечниками вставки, которую после этого вставляют в зажимы.
Регулировка звукового сигнала. У сигнала, издающего слабый или хриплый звук, следует отрегулировать силу прижатия подвижного контакта к неподвижному регулировочным винтом 11 (смотрите рисунок Звуковой сигнал) пружинящей пластины 1 подвижного контакта. Головка винта выведена на заднюю поверхность корпуса 7 сигнала. Сначала винт вращают на 0,5 — 1 оборот против движения часовой стрелки. Если после этого звучание сигнала не улучшилось, медленно вращают винт (при нажатой кнопке сигнала) по движению часовой стрелки до получения хорошего звука.
Контрольные вопросы
Как устроен и работает стартер?
Для чего в приводе стартера установлена муфта свободного хода?
Какими сигнальными и контрольными приборами оборудован автомобиль? Как они действуют?
Какие осветительные приборы имеются на автомобиле? Как включаются эти приборы?
Какие предохранители устанавливают в системе электрооборудования автомобилей? На чем основан принцип их действия?
Покажите на схеме электрооборудования цепи питания фар, звукового сигнала, стоп-сигнала, светового указателя поворотов.
Как правильно пользоваться стартером?
В чем заключается уход за стартером, приборами освещения и сигнализации автомобиля?
Назовите основные неисправности приборов освещения и их причины.
Как заменить проволоку у перегоревшей вставки плавкого предохранителя?
Как проверить и отрегулировать направление световых лучей фар?
Как отрегулировать звуковой сигнал?
«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова