Неисправности ходовой части
Основные ее неисправности: износ деталей шарнирных соединений подвески, износ деталей амортизаторов и течь жидкости из них; поломка листов рессор и пружин подвески; нарушение углов установки передних колес.
Износ деталей подвески — шкворней, их втулок, подшипников, резьбовых втулок и пальцев — происходит вследствие длительной эксплуатации. Он ухудшает управляемость автомобилем и повышает износ шин передних колес. Изношенные детали заменяют новыми.
Поломка листов рессор и пружин независимой подвески происходит, главным образом, от неосторожного вождения и перегрузки автомобиля. Сломанные или утратившие упругость рессоры и пружины заменяют.
Неисправные амортизаторы снимают с автомобиля, заменяют новыми или ремонтируют.
Углы установки колес систематически проверяют и регулируют на специальных стендах или при помощи переносных приборов.
Уход за ходовой частью заключается в проверке состояния и крепления ее узлов и деталей, регулировке и смазке.
Последовательность выполнения операций обслуживания:
- проверить и подтянуть резьбовые соединения;
- смазать все точки смазки через пресс-масленки и заменить смазку в ступицах передних колес согласно карте смазки автомобиля;
- проверить и, если надо, долить жидкость в амортизаторы;
- проконтролировать регулировку подшипников ступиц передних колес. У автомобилей ГАЗ-51А, ГАЗ-53А и «Москвич-412» для этого необходимо:
- поднять колесо домкратом, снять колпак колеса («Москвич-412») и крышку ступицы 2;
Передняя ось автомобиля ГАЗ-53А
Передняя ось автомобиля ГАЗ-53А:
1 — гайка крепления подшипников ступицы; 2 — ступица; 3 — колесо; 4 — маслоотражатель; 5 — поворотный кулак; 6 — шкворень; 7 — поворотный рычаг; 8 — балка передней оси.
- расшплинтовать гайку 1 подшипников и отвернуть ее на 1/3 — 1/2 оборота, Поворачивая колесо, проверить легкость его вращения. При затруднительном вращении осмотреть подшипник, сальник и устранить причину торможения;
- поворачивая колесо, затянуть гайку подшипников. Длина ключа при этом должна быть 200 мм. Затягивать гайку нужно одной рукой. При затянутых подшипниках колесо после толчка рукой должно сразу остановиться;
- отпустить гайку на 1/3 — 1/2 оборота. Положить большой палец правой руки на край отверстия ступицы и на упорную шайбу, левой рукой покачивая колесо в направлении, перпендикулярном плоскости его вращения, и подтянуть гайку до исчезновения осевого зазора;
Проверка регулировки подшипников ступицы переднего колеса
- отпустить гайку до совпадения ее прорези с отверстием для шплинта в поворотном кулаке. Проверить легкость вращения колеса (при нормальной затяжке колесо после толчка рукой должно сделать 4 — 6 оборотов) и зашплинтовать гайку;
- убедиться в правильности затяжки подшипников по нагреву ступиц после пробега автомобиля 10 — 15 км;
- проверить и при необходимости отрегулировать установку передних колес;
- замерить шинным манометром давление воздуха в шинах и, если надо, подкачать.
Контрольные вопросы
Из каких узлов состоит ходовая часть автомобиля?
В чем состоит различие в устройстве подвески передних и задних колес автомобиля ГАЗ-53А?
Амортизатор поглощает энергию колебания кузова автомобиля. На что она расходуется и в какой вид энергии превращается при этом кинетическая энергия качающегося кузова?
Какое преимущество имеет независимая подвеска передних колес?
Какие основные неисправности возникают в ходовой части эксплуатируемого автомобиля?
Какой уход проводят за ходовой частью автомобиля?
«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова