Эксплуатационные материалы
Топливо для карбюраторных автомобильных двигателей
Бензин, являющийся смесью наиболее легких фракций нефти, выкипающих в пределах температур 40 — 205 °C, используют в автомобильных карбюраторных двигателях. Автомобильный бензин представляет собой легковоспламеняющуюся прозрачную жидкость. Плотность бензина 0,70 — 0,77 г/см2.
Основные требования к автомобильному бензину.
Он должен:
- обеспечивать легкий пуск, быстрый прогрев, устойчивую работу двигателя на всех режимах;
- обладать достаточной стойкостью против детонации; противостоять смолообразованию и нагарообразованию на деталях двигателя;
- обладать высокими антикоррозийными свойствами — не вызывать при хранении и использовании коррозии баков, топливопроводов, фильтров и деталей двигателя.
Автомобильные бензины выпускают пяти марок: А-66, А-72, А-76, АИ-93 и АИ-98.
Буква А указывает, что бензин автомобильный. Цифры показывают минимальное значение октанового числа, характеризующего стойкость бензинов против детонации.
Для улучшения антидетонационных свойств все бензины, за исключением А-72, выпускают и этилированными. В этилированный бензин входит тетраэтилсвинец (ТЭС), являющийся сильным ядом.
Для предупреждения о ядовитости этилированные бензины окрашивают в различные цвета: А-66 — красный, А-76 — зеленый, АИ-93 — синий, АИ-98 — желтый.
Попадание ТЭС на кожу или в желудок вызывает опасные заболевания. Перекачивать этилированный бензин необходимо только при помощи насосов, бензопроводов и шлангов, не дающих подтеков. Категорически запрещается подсасывать этилированный бензин ртом, мыть руки, смачивать им одежду или концы для протирки машины.
Ремонтируемые детали двигателя, работавшего на этилированном бензине, следует вымыть в керосине, так как на них могут остаться свинцовистые отложения.
Нельзя продувать ртом жиклеры и каналы карбюраторов, бензонасосов и бензопроводы.
Окончив работу, полагается вымыть руки керосином, затем водой с мылом и только после этого можно принимать пищу.
В таблице приведены данные об автомобильных бензинах.
Данные об автомобильных бензинах
Топливо для автомобильных дизелей
Основным топливом для дизелей является дизельное топливо, которое, как и бензин, получают из нефти и выпускают трех марок: ДА, ДЗ, ДЛ. Буква Д обозначает «дизельное», а буквы А, 3 и Л соответственно — «арктическое», «зимнее», «летнее». Арктическое топливо используют при температуре окружающего воздуха ниже минус 30 °C, зимнее — при температуре от 0 до минус 30 °C и летнее — при температуре выше 0 ºC.
Цетановое число оценивает способность дизельного топлива обеспечивать «мягкую», без стуков, работу двигателя. Чем выше это число, тем мягче, плавнее и с меньшими стуками будет работать двигатель. Но повышение цетанового числа выше 60 приводит к дымной работе двигателя и перерасходу топлива.
При недостаточной вязкости топлива ухудшается смазка и ускоряется износ деталей приборов питания, а при повышенной вязкости затрудняется прохождение топлива через фильтры и форсунки.
Коксуемость и зольность определяют способность топлива образовывать нагар и отложения в двигателе. Нагар, образуемый в двигателе, увеличивает его износ и ухудшает процесс сгорания.
Данные об автомобильном дизельном топливе приведены в таблицы.
Показатели | Марки | ||
ДА | ДЗ | ДЛ | |
Цетановое число, не менее | 40 | 40 | 45 |
Температура застывания, °С | — 60 | — 45 | — 10 |
Кинематическая вязкость при 20 °С, сст | 2,5 — 4,0 | 3,5 — 6,0 | 3,5 — 8,0 |
Примечание. Сантистокс (сст) — единица кинематической вязкости |
Вдыхаемые пары дизельного топлива раздражают слизистые оболочки. Частое и длительное действие топлива на кожу человека ведет к острому кожному заболеванию.
«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова
В зависимости от условий работы узла или механизма (температура, давление и др.) и предъявляют определенные требования к маслам. Они должны иметь соответствующую вязкость, хорошую маслянистость, возможно низкую температуру застывания и высокую температуру вспышки, стабильность; в них должны отсутствовать механические примеси, кислоты, щелочи и вода. Вязкость масла существенно влияет на работу двигателя. Правильно выбранное по вязкости…
В амортизаторы заправляют жидкость, состоящую из смеси минеральных смазочных масел. Она должна обладать низкой температурой застывания, невысокой вязкостью, мало изменяющейся от температуры, и хорошей смазывающей способностью. В наибольшей мере таким требованиям удовлетворяет смесь трансформаторного и турбинного масел. Для телескопических амортизаторов рекомендуется смесь из 50% трансформаторного и 50% турбинного масел. Систему охлаждения двигателя заполняют водой или…