Тормоза
Силы, действующие на автомобиль при торможении
При отключении двигателя от ведущих колес на автомобиль, движущийся по горизонтальной дороге, будут действовать рассмотренные в разделе Силы, действующие на движущийся автомобиль, силы сопротивления воздуха Fω и сопротивления качению Fк. В этом случае автомобиль через некоторое время остановится.
Но путь, проходимый им до остановки, будет недопустимо длинным. Например, при скорости автомобиля 60 км/ч путь до остановки превышает 500 м. Поэтому такой способ остановки автомобиля почти не применяют.
Для принудительного торможения автомобиля используют тормозную систему: создают искусственное сопротивление движению — силу трения в тормозных механизмах. В этом случае кинетическая энергия движущегося автомобиля преобразуется в теплоту в трущихся деталях тормозов.
В тормозном механизме барабан 1 жестко соединен с колесом. На неподвижном опорном диске 2 укреплены пальцы 4, на которые шарнирно устанавливают тормозные колодки 3.
Тормозной механизм колеса:
а — устройство; б — действие;
1 — тормозной барабан; 2 — опорный диск (щит); 3 — колодки; 4 — опорные пальцы колодок; 5 — рабочий тормозной цилиндр; 6 — пружина; 7 — регулировочный эксцентрик.
При нажатии педали разжимное устройство (рабочий колесный цилиндр 5) раздвигает колодки и прижимает их к тормозному барабану с силой Рп, в результате чего между барабаном и колодками возникают силы трения Ртр, которые образуют пару сил на плече, равном диаметру тормозного барабана.
Эта пара сил создает момент трения Мтр, направленный в сторону, противоположную вращению колеса. Следовательно, момент Мтр противодействует движению колеса, а между колесом и дорогой возникает тормозная сила.
Максимальная тормозная сила, которая может быть реализована на колесе, ограничивается силой Fc сцепления его с дорогой (смотрите раздел Силы, действующие на движущийся автомобиль).
Общая тормозная сила, действующая на автомобиль, ограничивается, следовательно, суммой сил сцепления с дорогой всех колес и зависит от коэффициента сцепления φ. Величина коэффициента сцепления зависит от состояния и вида дорожного покрытия, конструкции и состояния шин, скорости движения.
Остановочный путь S0 — путь (м), проходимый автомобилем с момента обнаружения водителем препятствия на дороге до полной остановки:
где: Sр — путь, проходимый автомобилем за время реакции водителя; Scp — путь, преодолеваемый за время срабатывания тормозной системы; Sт — тормозной путь.
Тормозной путь вычисляют по формуле:
где: Кэ коэффициент эксплуатационных условий; и скорость автомобиля; φ коэффициент сцепления шины с дорогой.
Коэффициент Кэ должен учитывать фактическую нагрузку автомобиля, состояние тормозной системы и другие факторы. Таким образом, тормозной путь зависит от технического состояния тормозов, шин, профиля дороги, скорости автомобиля и др.
«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова
Тормозная система автомобиля состоит из тормозных механизмов и приводов к ним. Тормозные механизмы устанавливают как на колесах автомобилей, так и на ведомом валу коробки (центральный тормоз). На автомобилях ГАЗ-51А, ГАЗ-53А, ЗИЛ-130 и «Москвич-412» применяют колодочные тормозные механизмы. Тормозной механизм колеса ГАЗ-53А устроен по схеме, показанной на рисунке Тормозной механизм колеса. Тормозные колодки имеют фрикционные накладки…
На автомобиле установлены тормозные механизмы барабанного типа с «плавающими» (самоустанавливающимися) колодками и устройствами для автоматического поддержания постоянного зазора между колодками и тормозным барабаном. Привод ножного тормоза у автомобиля «Москвич-412» гидравлический. В привод включен гидровакуумный усилитель, действующий так же, как и у автомобиля ГАЗ-53А. Тормозной механизм переднего колеса Тормозной механизм переднего колеса автомобиля «Москвич-412»: 1 —…
Пневматический привод применяют на автомобилях большой грузоподъемности. Он позволяет получать достаточно большие силы в тормозных механизмах при небольших силах, прикладываемых водителем к тормозной педали. Пневматический привод тормозов автомобиля ЗИЛ-130 Пневматический привод тормозов автомобиля ЗИЛ-130: 1 — компрессор; 2 — манометр; 3 — баллоны для сжатого воздуха; 4 — тормозные камеры; 5 — соединительная головка с…
Уход за тормозами при ежедневном обслуживании автомобиля заключается в осмотре трубопроводов и соединений тормозного привода, чтобы убедиться в его герметичности, и в проверке действия обоих тормозов. При ТО-1 проверяют: величину свободного и рабочего ходов тормозной педали и, если надо, регулируют свободный ход педали и зазор между тормозными колодками и барабаном; исправность привода и действие ручного…