Основы безопасности движения
- Дорожно-транспортные происшествия и их причины
- Обеспечение безопасности движения при вождении автомобиля в разных условиях
- Основные элементы теории движения автомобиля
- Психофизиологические особенности труда водителя
Большинство дорожно-транспортных происшествий происходит по вине водителей из-за нарушения ими правил движения, а также недостаточной квалификации. К грубым, чаще всего встречающимся нарушениям правил движения относятся: управление автомобилем в нетрезвом состоянии, превышение допустимой скорости, несоблюдение требуемой дистанции между автомобилями, нарушение правил обгона и проезда перекрестков, выезд на левую сторону дороги и следование не в соответствующем ряду,…
Перед рейсом по ранее не изведанному маршруту необходимо ознакомиться с рельефом местности, обратив особое внимание на опасные участки, и составить график движения так, чтобы их проезжать в светлое время суток. Изучая по карте местность по условным знакам, оценивают возможность движения автомобилей по той или иной дороге и выбирают маршрут, наиболее удобный для движения, даже если…
Сцепление шин с дорогой зависит не только от ее покрытия, но и от состояния шин. На силу сцепления сильно влияет рисунок протектора. Хороший рисунок при движении по влажной дороге должен выдавливать и удалять влагу, обеспечивая движение по сухому покрытию, однако при движении с высокими скоростями из-за кратковременности контакта шины с дорожным покрытием влага не полностью…
При сильных морозах необходимо также обратить внимание на одежду водителя, утепление кабины и исправность системы отопления и обдува лобового стекла, на качество тормозной жидкости в приводе гидравлических тормозов, предотвращение замерзания конденсата в пневматическом приводе тормозов. Сильный снегопад требует снижения скорости из-за резкого уменьшения видимости и появления на проезжей части снежного покрова, ухудшающего условия движения и…
Движение по улицам крупных городов отличается большим разнообразием, интенсивностью и частым изменением скоростей. Водитель должен отлично ориентироваться в этой сложной обстановке и быстро принимать правильные решения, обеспечивающие безопасность движения. Дистанция на улицах сокращается по сравнению с загородными дорогами за счет повышенного внимания водителя. Величина интервала между автомобилями влияет на скорость движения; при уменьшении интервала и…
Устойчивостью называют способность автомобиля сохранять заданное направление движения и противостоять поперечному скольжению и опрокидыванию. Около 15% всех дорожно-транспортных происшествий в нашей стране составляют случаи опрокидывания автомобилей. Устойчивое движение автомобиля чаще всего нарушается боковым скольжением (заносом) или поперечным опрокидыванием автомобиля под воздействием боковой силы. Поперечное опрокидывание автомобиля Автомобиль постоянно подвергается действию боковых сил. Причин их возникновения…
Проходимость — это способность автомобиля работать в тяжелых дорожных условиях без буксования ведущих колес и задевания низшими точками за неровности дороги. Проходимость автомобиля зависит от его размеров, продольного радиуса проходимости Rпр, поперечного радиуса проходимости Rп.п, наименьшего расстояния между низшими точками автомобиля и дорогой (дорожного просвета), переднего αп и заднего α3 углов проходимости (углов въезда и…
Адаптация зрения — это способность глаза приспосабливаться к изменению освещенности. При быстром переходе от темноты к свету или наоборот наступает временное ослепление, продолжительностью от 10 — 15 сек до 2 — 4 мин, и за это время фактически неуправляемый автомобиль проходит значительное расстояние (при 30 км/ч автомобиль проходит за 1 сек 8,33 м). Правила движения…
Опыт и мастерство водителя проявляются в точности вождения в разных условиях. При встрече с непредвиденной опасностью на дороге водитель должен быстро сообразить, как ее избежать без ущерба для других участников движения. Особенности дороги и препятствий, которые нельзя учесть заранее, можно охарактеризовать как возможные. Действия водителя определяются в этом случае возможной, а не очевидной опасностью. Опыт…
Временем реакции водителя называется время, необходимое для передачи сигнала, полученного зрением или слухом, головному мозгу с момента обнаружения препятствия до начала действия механизмами управления. Если водитель при виде опасности или появлении сигнала, запрещающего движение, примет простое, заранее известное действие, чаще всего торможение, то реакция будет простой и время ее не превысит 0,6 сек; за это…