Вождение зимой
При сильных морозах необходимо также обратить внимание на одежду водителя, утепление кабины и исправность системы отопления и обдува лобового стекла, на качество тормозной жидкости в приводе гидравлических тормозов, предотвращение замерзания конденсата в пневматическом приводе тормозов.
Сильный снегопад требует снижения скорости из-за резкого уменьшения видимости и появления на проезжей части снежного покрова, ухудшающего условия движения и увеличивающего тормозной путь.
По накатанной снежной дороге следует двигаться с умеренной скоростью, так как слой укатанного снега уменьшает сцепление и увеличивает тормозной путь. Нельзя заезжать передними колесами в снег на обочине, поскольку автомобиль может «затянуть» с дороги.
Небольшие сугробы преодолевают с разгона, используя инерцию автомобиля. Если заснеженный участок длинный, нужно заранее включить передачу, которая обеспечит его преодоление без остановки. Остановившийся автомобиль следует осадить по колее назад и с разгона продвигаться вперед. При буксовании колес надо расчистить перед ними снег и подложить хворост или насыпать песок.
Разъезжаться со встречным транспортным средством на узких снежных дорогах следует на малой скорости или, выбрав место, остановиться и пропустить его.
Повышают проходимость автомобилей, используя цепи противоскольжения. Чтобы надеть на колеса цепи, их раскладывают спереди или сзади по колее автомобиля и осторожно въезжают на середину цепей, цепи натягивают и концы соединяют замком. Цепи противоскольжения бывают мелкозвенчатые, траковые и гусеничные.
Мелкозвенчатые цепи противоскольжения
Мелкозвенчатые цепи противоскольжения:
а — для одинарных колес;
б — для сдвоенных колес;
в — смонтированные на колесах автомобиля.
Траковые цепи противоскольжения
Траковые цепи противоскольжения:
а — в развернутом виде;
б — смонтированные на колесах автомобиля.
Гусеничные цепи противоскольжения
Гусеничные цепи противоскольжения:
а — в развернутом виде;
б — смонтированные на колесах автомобиля.
Цепи устанавливают только для преодоления труднопроходимых участков, при движении на дорогах с твердым покрытием они ускоряют износ шин и повышают расход топлива.
В случае отсутствия специальных средств используют подручные — бревна, жерди, доски, хворост, щебенку, шлак.
Автомобиль, оборудованный лебедкой, может вытащить другой автомобиль при условии, что сам он находится на твердом грунте и надежно заторможен, а лебедка работает на первой передаче коробки отбора мощности при средних оборотах коленчатого вала двигателя.
Для самовытаскивания лебедкой необходимо трос надежно закрепить за пень, дерево, а при отсутствии использовать упор, которым может служить вкопанное в грунт бревно, вбитый в грунт лом. Переправляться по льду можно только после разведки толщины и состояния ледяного покрова (отсутствие полыней и больших трещин), а также определения состояния сопряжения ледяного покрова с берегами, которое, если необходимо, усиливают щитами.
Несущую способность льда определяют по следующим данным:
Толщина льда, см | 15 | 20 | 30 | 35 | 40 | 50 |
Допустимая общая масса автомобиля, т | 2 | 3 | 5 | 7,5 | 10 | 20 |
Определение толщины льда при помощи лопаты
Определение толщины льда при помощи лопаты:
1 — снег;
2 — снеговой лед;
3 — мутный лед;
4 — прозрачный лед.
Въезжать на лед следует осторожно без ударов, двигаться на переправе со скоростью 10 — 15 км/ч, соблюдая дистанцию между автомобилями не менее 25 — 35 м. В кабине может находиться только водитель, а обе дверцы должны быть открыты.
«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова