Правила безопасности при вождении и техническом обслуживании автомобилей
Перед выездом на линию водитель должен убедиться в исправности автомобиля. При погрузке и разгрузке экскаватором или краном водитель должен находиться вне кабины. Запрещается работать в пути под автомобилем, поднятым на домкрате без предохраняющих козелков и упоров (башмаков), установленных под его колесами.
Работая под автомобилем лежа, водитель должен располагаться вдоль него или со стороны, противоположной проезжей части.
Перед началом работы под автомобилем, установленным на посту технического обслуживания, на видном месте вывесить табличку с надписью «Двигатель не пускать, работаю», и убедиться, что нет утечки масла, топлива и электролита.
Во время работы не класть инструмент и детали на раму, подножки и другие части автомобиля, откуда они могут упасть на работающего. Находясь под автомобилем, не курить и не зажигать огня. Тормозную систему проверять на специально отведенной площадке.
При обслуживании аккумуляторной батареи нельзя пользоваться открытым огнем или проверять степень ее заряженности «На искру», так как в обоих случаях может взорваться гремучий газ, образуемый при зарядке батареи.
Избегать попадания электролита и серной кислоты на кожу и одежду, иначе можно получить ожоги и повредить одежду. Попавшую кислоту или электролит следует нейтрализовать смачиванием 10-процентным раствором соды или смыть сильной струей воды.
Приготовлять электролит, пользуясь защитными очками и резиновыми перчатками, в кислотоупорной посуде (стеклянной, эбонитовой, свинцовой), вливая кислоту в воду. После работы с аккумуляторной батареей тщательно вымыть руки водой с мылом.
При любых работах по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей-самосвалов с поднятым кузовом необходимо ставить упоры, предохраняющие кузов от самопроизвольного опускания. Работать, не выполнив этого требования, категорически запрещается.
Шиномонтажные работы необходимо выполнять только в установленных местах, строго соблюдая правила техники безопасности. Накачивают смонтированную шину воздухом обязательно в ограждении, предохраняющем от ушиба при срыве замочного кольца.
Давление воздуха в шинах следует проверять манометром. Нельзя допускать давления воздуха в шине выше нормы. Перед монтажом шин необходимо контролировать состояние бортов покрышки, замочного кольца и выемки для него на ободе колеса.
Демонтировать шины, плотно приставшие к ободу колеса, необходимо специальными съемниками. Подкачивать шину снятого с автомобиля колеса следует в специальном ограждении, а в пути колесо класть замочным кольцом вниз.
Правила обращения с бензином и антифризом
Бензин — огнеопасное вещество, вызывающее раздражение при попадании на кожу. Особую осторожность следует соблюдать при обращении с тарой (ведра, бочки, банки), в которой содержался бензин, так как при соприкосновении с открытым огнем имеющиеся в таре пары бензина воспламеняются и вызывают взрыв.
Этилированный бензин содержит тетраэтиловый свинец, являющийся сильным ядом. Его вредное действие проявляется не только при проникании в организм, но и при попадании на кожу. Поэтому нельзя заправлять этилированным бензином из ведер и запрещается подсасывать бензин ртом через шланг. Также не следует вдыхать пары этилированного бензина.
В случае попадания этилированного бензина на кожу необходимо это место промыть вначале керосином, а затем теплой водой с мылом.
Пролитый этилированный бензин засыпают песком и после его удаления это место покрывают на 2 — 3 ч слоем хлорной извести. При ремонте детали и агрегаты, соприкасавшиеся с этилированным бензином, обезвреживают, выдерживая их 10 — 15 мин в керосине. При очистке и промывке деталей следует пользоваться резиновыми перчатками.
Работать надо в производственной одежде, которую хранят в специальном шкафу. Входить в этой одежде в общественные места и жилые помещения запрещается.
Учащиеся к работе с этилированным бензином и антифризом не допускаются.
Антифриз не требует специальных мер защиты кожи и дыхательных путей, но вызывает сильное отравление при попадании в желудок. Поэтому переливать его и заправлять систему охлаждения следует осторожно, не подсасывая через шланг ртом. После работы с антифризом нужно мыть руки с мылом.
«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова