Скорости движения
При работе автомобиля на линии различают техническую и эксплуатационную скорости.
Техническая скорость — это средняя скорость за время движения автомобиля:
где: S — пройденный путь, км; t — время движения автомобиля, включая и остановки у перекрестков, н.
Пример. Автомобиль за смену совершил пробег 150 км, в движении находился б ч. Определить техническую скорость.
Решение.
Величина технической скорости зависит от технического состояния автомобиля, состояния и профиля дороги, интенсивности движения и мастерства водителя.
Эксплуатационная скорость — средняя скорость движения автомобиля за время нахождения его в наряде (на линии):
где: S — пройденный путь, км; Тн — время нахождения автомобиля в наряде, ч.
Пример. Автомобиль за 7 ч пребывания в наряде (на линии) совершил пробег 150 км. Найти эксплуатационную скорость.
Решение.
На величину эксплуатационной скорости влияет продолжительность простоев автомобиля под погрузкой и разгрузкой. В связи с этим необходимо добиваться полной механизации погрузочно-разгрузочных работ. На величину эксплуатационной скорости большое влияние оказывает также расстояние перевозок.
Чем оно больше, тем меньше общее время, затрачиваемое на погрузочно-разгрузочные работы, так как количество погрузок и разгрузок в течение смены уменьшится и эксплуатационная скорость увеличится.
Коэффициент использования пробега (КИПр)
Определяет степень использования пробега автомобиля с грузом.
При работе автомобиля на линии различают пробеги: общий, с грузом, холостой и нулевой.
Общий пробег — это расстояние в километрах, проходимое автомобилем в течение рабочего дня.
Пробег с грузом является производительным пробегом.
Холостой пробег — это пробег автомобиля без груза между пунктами разгрузки и погрузки.
Нулевой пробег — это пробег автомобиля от парка до пункта погрузки и с последнего пункта разгрузки до парка, а также проезды на заправку топливом.
Коэффициент использования пробега определяют по формуле:
где: Sгp — пробег с грузом, км; Sо.пр — общий пробег автомобиля, км.
Пример. Общий пробег автомобиля за день составил 320 км, с грузом — 244 км. Определить КИПр.
Решение.
Величина коэффициента использования пробега зависит от размещения пунктов погрузки и разгрузки, характера грузопотоков и организации диспетчерской службы на линии. Водители-новаторы добиваются сокращения непроизводительных пробегов за счет перевозки попутных грузов. Например, при перевозке сахарной свеклы с поля на сахарный завод они используют обратные рейсы для перевозки на поля минеральных удобрений.
Коэффициент использования грузоподъемности автомобиля (КИГ)
Определяют по формуле:
где: Гф — фактически перевезенной груз, т; Гн — номинальная грузоподъемность автомобиля, т. У автомобиля грузоподъемностью 4 г, перевезшего за одну ездку 3 т груза, КИГ составит: 3:4 = 0,75.
Коэффициент использования грузоподъемности за день работы определяется отношением количества перевезенного груза к количеству груза, которое мог бы перевезти автомобиль за все ездки.
Пример. Автомобиль грузоподъемностью 4 т за день работы сделал 4 ездки и перевез: за первую ездку — 3,8 т, за вторую — 4 т, за третью — 3,4 т, за четвертую — 3,8 г. Определить КИГ.
Решение.
- Общая грузоподъемность автомобиля за 4 поездки:
4 X 4 = 16 т.
- Количество груза, перевезенного за 4 ездки:
3,8 + 4 + 3,4 + 3,8 = 15 т.
- Коэффициент использования грузоподъемности автомобиля:
КИГ= 15:16 = 0,94.
Контрольные вопросы
- Что называется коэффициентом технической готовности парка и как его определяют?
- Что называется коэффициентом использования парка?
- Как определяют коэффициент использования рабочего времени?
- Что называется технической и эксплуатационной скоростью?
- Какие различают виды пробегов автомобиля?
- Что такое коэффициент использования пробега?
- Как определяют коэффициент использования грузоподъемности автомобиля?
«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова