Сборка агрегатов
Собирают агрегаты автомобиля, учитывая его конструкцию и соблюдая общие правила выполнения сборочных работ, описанных в главе Разборочно-сборочные работы. В качестве примера ниже описана сборка двигателя ГАЗ-51.
Вначале собирают поршни с шатунами. Для этого соединяют поршень и шатун поршневым пальцем и ставят стопорные кольца в канавки бобышек поршня. Поршневой палец под давлением пальца руки должен свободно входить в отверстия бобышек поршня, нагретого в масляной ванне до 55 — 70° С.
Температуру нагрева контролируют термометром. Затем устанавливают маховик на фланец коленчатого вала, завинчивают и шплинтуют гайки. На маховик накладывают ведомый диск сцепления, центрируемый оправкой, кожух сцепления в сборе с ведущим диском и закрепляют кожух на маховике.
Далее собирают масляный и водяной насосы.
Собрав узлы, выполняют общую сборку двигателя. Толкатели устанавливают в блок вместе с регулировочными болтами. Затем надевают распорное кольцо, упорный фланец, напрессовывают шестерню на шейку распределительного вала, устанавливают его в блок цилиндров и завинчивают болт крепления шестерни распределительного вала, после чего устанавливают клапаны в направляющие втулки и пружины.
Сжав пружины, ставят опорные шайбы пружин и закрепляют их сухарями. Регулируют зазоры между клапанами и толкателями. Устанавливают и крепят крышки клапанных коробок.
Помещают вкладыши в подшипники блока цилиндров и в крышки коренных подшипников, ставят коленчатый вал в подшипники, крепят крышки коренных подшипников (момент затяжки должен быть в пределах 125 — 136 н * м или 12,5 — 13,6 кгс * м), проверяют зазор в подшипниках и напрессовывают шестерню, совместив ее с меткой на шестерне распределительного вала.
Поршневые кольца устанавливают замками, расположенными под углом 90° один к другому, пользуясь приспособлением. Затем помещают в шатуны и крышки шатунных подшипников вкладыши, повертывают коленчатый вал шейками 1-го и 6-го цилиндров в положение н. м. т., сжимают кольца приспособлением и, легко ударяя деревянной скалкой, проталкивают поршень сначала 1-го, а потом 6-го цилиндра.
Соединяют шатуны с шейками вала шатунными болтами, затягивают гайки шатунных болтов с моментом 70 — 75 н * м (7 — 7,5 кгс * м) и шплинтуют. Так же устанавливают остальные поршни с шатунами. Затем ставят и крепят гайкой маслоприемник, устанавливают прокладки, скобу уплотнения передней части картера и крепят винтом. Устанавливают на блок цилиндров прокладку головки и головку.
Гайки шпилек крепления головки блока завинчивают с моментом 80 н * м (8 кгс * м) в определенном порядке. Устанавливают и крепят болтами нижнюю часть картера сцепления. Устанавливают прокладки картера, его поддон, крышку распределительных шестерен и крепят их болтами.
Помещают прокладку, ставят и крепят масляный насос. Закладывают шпонку в канавку коленчатого вала, надевают на него ступицу шкива, устанавливают и крепят шкив и навинчивают храповик. Устанавливают впускной и выпускной трубопроводы в сборе, надев на шпильки прокладки, и затягивают гайки.
После сборки производят холодную и горячую обкатки двигателя, испытание и приемку ОТК (отделом технического контроля).
«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова