Снятие и установка деталей при разборке и сборке автомобиля
Снимают отдельные детали, имеющие неподвижную (прессовую) посадку, установленные на шпонках и шпильках, при помощи специальных и универсальных съемников, съемных болтов, прессов. Ниже рассмотрены примеры выполнения некоторых работ.
Снимать головку цилиндров после отвертывания гаек шпилек ее крепления удобно при помощи колец-съемников, которые (у двигателей с нижним расположением клапанов) завинчивают в крайние отверстия для свечей. Устанавливают головку цилиндров на блок, также используя кольца-съемники.
Снятие и установка головки цилиндров
Снятие и установка головки цилиндров:
а — установка колец-съемников;
б — последовательность затяжки гаек головки цилиндров двигателя 3M3-53.
Установив головку, затягивают гайки или болты ее крепления ключом с динамометрической рукояткой в определенной последовательности. Несоблюдение установленной последовательности ухудшает прилегание головки к блоку цилиндров.
Заменяют седло клапана в таком порядке. Съемником изношенное седло вынимают из блока. Лапки 8 съемника располагают ниже кольцевого пояска седла и винтом 4 перемещают вниз разжимной конус 7, который раздвигает и прижимает плотно лапки к седлу, затем натяжной гайкой 2 вынимают седло. Растачивают торцовой фрезой гнездо в блоке цилиндров с учетом посадки седла ремонтного размера (с натягом 0,12 — 0,20 мм).
Замена седла клапана
Замена седла клапана:
а — выпрессовывание седла съемником; б — запрессовывание седла;
1 — корпус съемника; 2 — натяжная гайка; 3 — шайба; 4 — винт разжимного конуса; 5 — специальная гайка с тремя лапками; 6 — стяжная пружина; 7 — разжимной конус лапок; 8 — лапка съемника; 9 и 12 — вставные седла; 10 — головка цилиндров; 11 — оправка.
Запрессовывают новое седло с увеличенным наружным диаметром и расчеканивают его края оправкой. Шлифуют вставное седло и притирают к нему клапан.
Снятие клапана
Снятие клапана:
1 — рейка;
2 — рукоятка;
3 — проушина;
4 — сухарик.
Снимают и устанавливают клапан при помощи специального съемника, устанавливаемого так, чтобы подвижная рейка 1 упиралась в головку клапана, а конец рамки съемника проушиной 3 опирался на тарелку пружины.
После этого вращением рукоятки 2 рейку выдвигают, сжимая пружину, вынимают конусные сухарики 4, перемещают рейку в обратную сторону до полного освобождения пружины клапана и снимают съемник. Далее последовательно снимают со стержня клапана опорную тарелку пружины, пружину, опорную шайбу пружины и вынимают клапан.
Спрессовывание шкива
Спрессовывание шкива:
а — установка съемника с болтами; б — съемник с захватами;
1 — вороток; 2 — силовой винт; 3 — корпус; 4 — болт.
Спрессовывают шкив коленчатого вала при помощи съемника, состоящего из воротка силового винта 2, корпуса 3 и трех болтов 4. Три болта съемника завинчивают в резьбовые отверстия шкива, а силовой винт упирается в торец коленчатого вала. При повороте винта воротком шкив спрессовывается. Если в шкиве нет
резьбовых отверстий, его спрессовывают съемником, имеющим вместо болтов захваты.
Установка и спрессование подшипников качения и шестерен. В агрегатах силовой передачи применяют почти исключительно подшипники качения — шариковые, роликовые и игольчатые.
Одно кольцо устанавливаемого подшипника должно иметь прессовую посадку с натягом 0,01 — 0,03 мм, а другое — посадку скольжения с зазором от 0 до 0,03 — 0,04 мм (в зависимости от наружного диаметра подшипника).
Прессовую посадку внутреннего кольца подшипника и скользящую посадку наружного кольца применяют тогда, когда вращается вал агрегата (коробки передач, главной передачи). Если деталь вращается на неподвижной шейке (ступица колеса), прессовую посадку должно иметь наружное кольцо, а скользящую — внутреннее.
При прессовой посадке соответствующего кольца предотвращается износ вращающейся детали (шейки вала, ступицы), а при скользящей посадке другого кольца оно может несколько поворачиваться, что устраняет одностороннюю нагрузку шариков или роликов на кольцо, уменьшает его износ и повышает срок службы.
Прессовая посадка двух колец неизбежно привела бы к повреждению снимаемого или устанавливаемого подшипника.
Напрессовывание подшипника
Напрессовывание подшипника:
а — на вал; б — в корпус;
1 — молоток; 2 — оправки; 3 — корпус; 4 — наружное кольцо.
На внутреннее кольцо напрессовываемого на вал подшипника устанавливают медную оправку и, легко ударяя молотком или под прессом, насаживают его. Необходимо следить, чтобы подшипник не имел перекоса. Для облегчения установки на вал подшипник рекомендуется нагревать в масле до температуры 70 — 80 °C.
Спрессовывание подшипников
Спрессовывание подшипников:
а — при помощи съемника;
б — под прессом.
Снимать подшипники следует специальными съемниками или оправками и прессом. Нельзя ударять по шарикам, роликам или кольцу, имеющему скользящую посадку.
Снятие шестерен
Снятие шестерен:
а — съемником; б — при помощи оправки; в — прессом;
1 — съемник; 2 — шестерня; 3 — вал.
Снимают шестерни, установленные на валах с натягом, на конусе или на шпонке при помощи съемника, ударяя молотком через оправку или под прессом.
Контрольные вопросы
Объясните порядок отвертывания и завертывания гаек и болтов.
Как вывертывают шпильки?
Расскажите общие правила запрессовывания и выпрессовывания.
Какое оборудование, приспособления и инструмент применяют для выпрессовывания и запрессовывания?
Объясните принцип работы гидравлического пресса.
Каким приспособлением снимают головку цилиндров?
Как заменяют седло клапана?
Какова последовательность снятия клапана при помощи съемника?
Объясните порядок спрессовывания шкива с коленчатого вала.
Расскажите правила установки подшипников качения. Как спрессовывают подшипники и шестерни?
«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова