Неисправности главной передачи, дифференциала и ступиц
Основные неисправности — это шум в главной передаче, дифференциале и ступицах при движении автомобиля и утечка масла из картера заднего моста.
Шум возникает из-за нарушения регулировки зацепления шестерен или затяжки подшипников, ослабления крепления и износа деталей и шестерен. Изношенные детали и шестерни заменяют новыми. Нарушенные зацепление шестерен и затяжку подшипников устраняют регулировкой.
Утечка масла чаще всего происходит вследствие износа сальников, повреждения прокладок, засорения сапуна, а также из-за ослабления крепления крышек подшипников. Изношенные сальники и негодные прокладки заменяют новыми.
Уход за главной передачей, дифференциалом и ступицами заключается в подтяжке креплений крышек, картера редуктора заднего моста и фланцев полуосей, проверке уровня масла в картере моста и смене масла (по графику), контроле смазки и регулировке подшипников ступиц задних колес (ТО-2).
Выполнение операций обслуживания
Масло в картере заднего моста автомобилей ГАЗ-53А, ГАЗ-51А и «Москвич-412» заменяют через 32 000 км пробега в следующем порядке:
- слить масло из картера (сразу после возвращения из рейса, пока оно горячее);
- промыть картер заднего моста веретенным маслом АУ. Для этого поднимают одно из задних колес автомобиля, наливают в картер автомобиля «Москвич-412» 1 л, ГАЗ-53А или ГАЗ-51А 2 л масла, пускают двигатель и, включив четвертую передачу, дают ему работать 2 мин, после чего масло сливают;
- залить свежее масло.
Проверка и регулировка подшипников ступиц задних колес (ГАЗ-53А):
- вывесить колесо;
- отвернуть и снять гайки шпилек и вынуть полуось 14 (смотрите рисунок Ступица заднего колеса автомобиля ГАЗ-53А);
- отвернуть контргайку б, снять стопорную шайбу 7, отвернуть гайку 5 и снять ступицу 11 с шейки балки заднего моста;
- снять подшипники ступицы, промыть в керосине, проверить (при необходимости заменить), смазать смазкой 1-13 и установить на место;
- заполнить смазкой 1-13 внутреннюю полость ступицы;
- установить ступицу на место;
- одной рукой завернуть гайку 5 ключом с воротком длиной 350 — 400 мм, вращая при этом колесо, чтобы ролики заняли правильное положение. Колесо должно туго проворачиваться (от толчка рукой сразу останавливаться);
- отвернуть гайку 5 на 1/8 оборота. Установить стопорную шайбу и затянуть контргайку. Отрегулированное колесо должно свободно вращаться от руки без заметного люфта;
- Вставить полуось и завернуть гайки шпилек, предварительно поставив под них пружинные шайбы.
Контрольные вопросы
Через какие детали передается крутящий момент от ведущей шестерни главной передачи колесам?
Каковы назначение и принцип действия дифференциала?
Почему автомобиль не может сдвинуться с места, когда одно из колес стоит на скользкой дороге?
Как изменяется частота вращения одного колеса, если остановить другое колесо?
Объясните, как соединяются полуоси с дифференциалом и ступицами колес автомобилей ГАЗ-53А и «Москвич-412».
Назовите неисправности главной передачи и дифференциала, укажите их внешние признаки.
Какой уход проводят за главной передачей?
Как отрегулировать подшипники ступицы заднего колеса?
Как проверить уровень масла в картере заднего моста?
«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова