Сцепление
Устройство сцепления
Сцепление автомобиля ГАЗ-53А устроено и работает следующим образом. К шлифованной поверхности маховика двенадцать пружин 12 через нажимной диск 4 прижимают ведомый диск 3. Ступицей ведомый диск установлен на шлицах ведущего вала 9 коробки передач. Таким образом, при включенном сцеплении крутящий момент от маховика передается за счет трения ведомому диску и далее через ведущий вал коробки передач последующим механизмам силовой передачи.
Сцепление автомобиля ГАЗ-5ЗА:
А — схема; Б — устройство;
1 — маховик; 2 — картер; 3 — ведомый диск; 4 — нажимной диск; 5 — рычаг выключения; 6 — масленка; 7 — регулировочная гайка; 8 — муфта выключения; 9 — ведущим вал коробки передач; 10 — вилка выключения сцепления; 11 — кожух; 12 — пружина; 13 — регулировочная гайка; 14 — тяга; 15 и 19 — оттяжные пружины; 16 — педаль сцепления; 17 — рычаг вала педали; 18 — рычаг вилки; 20 — упорный шариковый подшипник.
Чтобы выключить сцепление, надо нажать педаль 16, чтобы тяга 14 с регулировочной гайкой 13 повернула рычаг 18 вилки, которая передвинет по втулке муфту 8 с подшипником 20. Муфта повернет вокруг своих осей внутренние концы рычагов 5, а их внешние концы отведут нажимной диск 4, сжимая пружины 12, расположенные между штампованным кожухом 11 сцепления и диском 4. Ведомый диск освобождается, и крутящий момент последующим механизмам передаваться не будет. Если отпустить педаль, она переместится под действием пружин 15 и 19 и сцепление снова включится.
Упорный шариковый подшипник 20, установленный в муфте 5, уменьшает трение между ней и концами рычагов 5 в момент выключения сцепления.
При включении сцепления его детали нагреваются из-за трения между ведущими и ведомым дисками. Теплоизоляционные шайбы, расположенные между нажимным диском и пружинами, уменьшают передачу теплоты к пружинам, теряющим при нагреве свои упругие свойства.
К стальному ведомому диску 3 приклепаны шесть пружинных волнистых пластин и две фрикционные накладки, обладающие повышенным коэффициентом трения. Одна накладка приклепана непосредственно к диску, а другая — к пластинам. При включении сцепления по мере увеличения нажатия ведомого диска волнистые пластины постепенно выпрямляются и при полном включении сцепления становятся плоскими. Благодаря такому устройству передаваемый крутящий момент возрастает постепенно и сцепление включается плавно.
Демпфер ведомого диска состоит из восьми пружин, входящих в окна, выштампованные во фланце ступицы диска, самом диске и приклепанной к нему пластине, и двух фрикционных шайб, установленных по обе стороны фланца ступицы. Крутящий момент передается от диска ступице через пружины. При возникновении колебаний ступица повертывается относительно диска в ту и другую сторону на небольшой угол. Возникающее при этом трение между фланцем ступицы и диском гасит крутильные колебания силовой передачи.
Сцепление автомобиля «Москвич-412»
Сцепление автомобиля «Москвич-412»:
1 — картер; 2 — болт крепления щитка; 3 — щиток; 4 — маховик; 5 — ведомый диск; 6 — шпилька крепления картера; 7 — гайка; 8 — установочный штифт;. 9 — нажимной диск с кожухом в сборе; 10 — вентиляционный щиток; 11 — подшипник выключения сцепления; 12 — обойма подшипника; 13 — сальник; 14 — винт; 15 — нажимная пружина; 16 — изолирующая шайба; 17 — болт крепления кожуха.
Сцепления автомобилей ГАЗ-51А, ЗИЛ-130 и «Москвич-412» (выпуска до 1973 г.) принципиально устроены так же, как сцепление автомобиля ГАЗ-53А, хотя отличаются от последнего размерами дисков и конструкцией отдельных деталей.
Так, например, фрикционные накладки сцеплений ЗИЛ-130 и ГАЗ-51А крепят непосредственно к ведомому диску без пружинных волнистых пластин. Ведомый диск сцепления ГАЗ-51А не имеет демпфера. В картере сцепления автомобиля «Москвич-412» предусмотрены окна для вентиляции сцепления и улучшения отвода теплоты от рабочих поверхностей его деталей. Привод сцепления автомобиля «Москвич-412» гидравлический, с подвесной педалью.
Гидравлический привод сцепления автомобиля «Москвич-412»
Гидравлический привод сцепления автомобиля «Москвич-412»:
1 — соединительная трубка; 2 — главный цилиндр; 3 — поршень главного цилиндра; 4 — толкатель поршня главного цилиндра; 5 — педаль; 6 — вилка выключения; 7 — рабочий цилиндр; 8 — поршень рабочего цилиндра; 9 и 11 — оттяжные пружины; 10 — подшипник выключения сцепления.
Сила от педали 5 к вилке 6 выключения сцепления передается под действием давления жидкости в главном цилиндре 2 через соединительную трубку 1 в рабочий цилиндр 7.
При нажатии педали, соединенной с толкателем 4 поршня 3 главного цилиндра, толкатель перемещает поршень в главном цилиндре. Вытесняемая из цилиндра жидкость по соединительной трубке 1 перетекает в рабочий цилиндр, и его поршень через толкатель перемещает вилку 6 выключения сцепления. При отпускании педали сцепления оттяжные пружины 9 и 11 возвращают подвижные детали привода сцепления в исходное положение.
Для нормальной работы привода выключения сцепления между торцом толкателя и поршнем главного цилиндра должен быть зазор 0,2 — 1,0 мм, а свободный ход наружного конца вилки выключения сцепления, определяемый зазором между подшипником 10 выключения сцепления и пятой отжимных рычагов, равен 3,3 мм.
С 1973 г. на автомобиле «Москвич-412» устанавливают новое сцепление, у которого вместо шести спиральных пружин предусмотрена одна дисковая («диафрагменная») пружина.
Неисправности сцепления
Наиболее характерные из них: пробуксовывание, неполное выключение (сцепление «ведет») и рывки при включении.
Пробуксовывание сцепления — это проскальзывание ведомого диска относительно маховика и нажимного диска; при этом увеличение частоты вращения коленчатого вала двигателя не приводит к повышению скорости движения автомобиля или она повышается медленнее, чем увеличивается частота вращения коленчатого вала.
Эта неисправность возникает из-за отсутствия свободного хода педали, сильного износа или замасливания фрикционных накладок сцепления. Устраняют ее регулировкой свободного хода педали, заменой или промывкой фрикционных накладок.
При неполном выключении сцепления его ведомый диск и ведущий вал коробки передач не останавливаются, что затрудняет, а иногда делает невозможным включение передач в коробке передач. Эту неисправность устраняют уменьшением свободного хода педали сцепления.
Рывки при включении возникают вследствие износа шлицев ступицы ведомого диска сцепления или ведущего вала коробки передач, а также поломки демпферных пружин. Для устранения неисправности следует заменить изношенные или поломанные детали.
«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова
Ежедневное обслуживание Проверить действие сцепления и наличие свободного хода педали. Первое и второе технические обслуживания Замерить величину свободного хода педали и, если надо, отрегулировать привод. Смазать упорный подшипник муфты выключения и втулки валика педали сцепления. Проверка свободного хода педали сцепления Выполнение операций по обслуживанию сцепления: проверить действие педали сцепления. Она должна двигаться легко без заеданий…