Подача топлива к карбюратору
Топливный насос
На всех отечественных автомобильных карбюраторных двигателях установлены диафрагменные топливные насосы, устроенные принципиально одинаково. Они различаются между собой только размерами и конструкцией деталей.
Основные части насоса: корпус 1, головка 4 корпуса, крышка 7 головки; диафрагма 9, шток 3 и пружина 2 диафрагмы; двуплечий рычаг 13 привода, установленный в корпусе на оси 11; три впускных 5 и три выпускных 5 клапана с направляющими стержнями и пружинами, стремящимися удерживать клапаны закрытыми; сетчатый фильтр 6; рычаг 14 ручной подкачки.
Топливный насос:
а — разрез насоса; б — вид на крышку насоса снизу;
1 — корпус; 2 — пружина; 3 — шток; 4 — головка корпуса; 5 — впускные клапаны. 6 — сетчатый фильтр; 7 — крышка; 8 — выпускные клапаны; 9 — диафрагма; 10—пружина рычага; 11 — ось рычага; 12 — штанга; 13 — двуплечий рычаг привода насоса; 14 — рычаг ручной подкачки; 15 — отверстие для контроля состояния диафрагмы.
На автомобилях ЗИЛ-130, ГАЭ-53А и «Москвич-412» насос установлен сверху, на автомобиле ГАЗ-51А — сбоку двигателя. Двуплечий рычаг насоса либо непосредственно соприкасается с эксцентриком распределительного вала (ГАЗ-51), либо приводится от него в движение толкающей штангой. К входному и выходному отверстиям насоса присоединены топливопроводы, связывающие насос с топливным баком и карбюратором.
Когда выступ эксцентрика распределительного вала нажимает штангу 12, наружное плечо рычага 13 поднимается, а внутреннее опускается и, действуя через шток 3, оттягивает диафрагму 9 вниз. Под действием разрежения, образуемого над диафрагмой, в эту полость поступает топливо из бака через входное отверстие насоса, фильтр 6 и клапаны 5, открывающиеся под давлением топлива.
После того как эксцентрик распределительного вала повернется и штанга 12 прекратит надавливать рычаг 13, пружина 2 возвратит диафрагму в верхнее положение, В полости над диафрагмой создается давление, впускные клапана 5 закрываются, а выпускные открываются, и топливо через выпускное отверстие насоса поступает по топливопроводу в карбюратор. После каждого полного поворота эксцентрика описанный процесс работы насоса повторяется.
Когда топливо в поплавковой камере карбюратора достигает предельного уровня, насос прекращает его подавать, так как пружина 2 диафрагмы, рассчитанная на создание в насосе определенного давления, не в состоянии преодолеть сопротивление, оказываемое закрытым игольчатым клапаном поплавковой камеры. При этом диафрагма и ее шток остаются в нижнем положении, а штанга 12 привода и двуплечий рычаг насоса, имеющий возможность свободно скользить по нижнему концу штока диафрагмы, движутся вхолостую.
Рычаг 14 ручной подкачки позволяет приводить в действие диафрагму насоса и наполнять поплавковую камеру карбюратора топливом, не провертывая коленчатый вал двигателя.
Топливные фильтры
Для обеспечения надежной работы карбюратора в системе питания устанавливают следующие топливные фильтры: фильтр-отстойник, укрепленный на кронштейне около топливного бака автомобиля (только у грузовых автомобилей); сетчатый фильтр в топливном насосе; фильтр тонкой очистки топлива, помещенный между топливным насосом и карбюратором; сетчатый фильтр под входным штуцером поплавковой камеры карбюратора.
Топливный фильтр-отстойник:
1 — корпус; 2, 5, 8 и 12 — прокладки; 3 — болт; 4 и 13 — входной и выходной штуцеры; 6 — стержень; 7 — фильтрующий элемент; 9 — пробка отверстия для слива отстоя; 10 — пружина; 11 — стакан.
Фильтр-отстойник автомобиля ГАЭ-53А состоит из корпуса 7, к которому прикреплен болтом 3, стакан 11 отстойника, и фильтрующего элемента 7, расположенного в стакане на стержне 6. Фильтрующий элемент собран из прижатых друг к другу пружиной 10 кольцеобразных латунных пластин, имеющих отверстия и выступы.
Благодаря выступам между соприкасающимися пластинами образуются щелевые зазоры, в которых задерживаются механические примеси, загрязняющие топливо. Отстой выпускают из отстойника через отверстие, закрываемое пробкой 9, Топливо поступает в фильтр через штуцер 4 и, пройдя фильтрующий элемент, выходит из корпуса через штуцер 13.
Фильтры топливного насоса и поплавковой камеры карбюратора изготовляют из частой латунной сетки.
Фильтры тонкой очистки топлива применяют с сетчатым или пористым керамическим фильтрующим элементом. Устройство этих фильтров показано на рисунке.
Фильтры тонкой очистки топлива
Фильтры тонкой очистки топлива:
а — с сетчатым фильтрующим элементом; б — с керамическим фильтрующим элементом;
1 — барашковые гайки; 2 — прижимные втулки; 3 — скобы; 4 — пружины; 5 — стаканы; 6 — фильтрующие элементы; 7 — прокладки; 8 — корпуса.
Топливопроводы системы питания карбюраторных двигателей изготовляют из медных, латунных или медненых стальных тонкостенных трубок, а на некоторых участках (где могут сместиться соединяемые приборы) из бензостойкого резинового шланга или эластичной пластмассовой трубки.
«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова
- Воздушные фильтры
- Неисправности в системе питания карбюраторных двигателей
- Обслуживание системы питания карбюраторного двигателя
- Промывка и заправка воздушных фильтров
- Назначение и взаимодействие приборов, узлов и деталей системы питания
- Устройство карбюраторов К-126Б, К-126Н, К-88А и К-22Г
- Карбюратор К-126Н двигателя АЗЛК-412
- Карбюратор К-22Г двигателя ГАЗ-51
- Ограничители максимального числа оборотов коленчатого вала
- Топливные баки