Парко-гаражное оборудование
Подъемно-осмотровое оборудование постов технического обслуживания
Для создания удобства при техническом обслуживании и облегчения труда используют подъемно-осмотровое оборудование, обеспечивающее удобство работы снизу автомобиля.
По расположению автомобиля относительно уровня пола поста все оборудование делят на две группы:
- оборудование, при котором автомобиль устанавливают на уровне пола — различные осмотровые канавы;
- оборудование, позволяющее поднимать весь автомобиль или его часть (переднюю или заднюю ось), — подъемники, тали, краны и домкраты.
Осмотровые канавы
На рисунке показаны различные осмотровые канавы. В зависимости от того, в какую сторону автомобили съезжают с канав, их делят на тупиковые и прямоточные (проездные).
Тупиковая канава занимает мало места, но не позволяет устанавливать сразу несколько автомобилей и организовывать техническое обслуживание поточным методом.
Осмотровые канавы
Осмотровые канавы:
а и б — узкие межколейные прямоточная и тупиковая; в — широкая тупиковая; г — поточная линия с осмотровой канавой и принудительным перемещением автомобиля;
1 — рельсовый путь; 2 — тележки для подъема автомобиля с опорами для переднего и заднего мостов; 3 — въездной трамплин; 4 — электротельфер; 5 — трос; 6 — толкающая тележка; 7 — подъемная горка; 8 — электромеханический подъемник; 9 — натяжное устройство.
Узкие межколейные прямоточные канавы допускают работу стоя только снизу, для подъема колес автомобиля необходимо иметь подъемник.
Узкая межколейная тупиковая канава имеет ширину 0,9 — 1,1 м и глубину около 1,2 м. Во избежание падения автомобиля в канаву по ее краям сделаны реборды. В стенах канавы устраивают ниши для размещения инструмента и осветительных приборов.
Широкую канаву оборудуют рельсами, по которым могут перемещаться тележки. Автомобиль, въехавший на канаву, устанавливают передним и задним мостами на тележки, и его колеса при этом вывешиваются.
Преимущества широких канав — хороший доступ ко всем механизмам автомобиля, возможность выполнения работ одновременно снизу и сбоку при постоянно поднятых колесах.
На рисунке показана поточная линия с осмотровой канавой и принудительным перемещением автомобиля. Канава имеет вдоль правой стороны реборду из двух швеллеров, являющуюся одновременно направляющей коробкой для толкающих тележек 5, соединенных между собой тросом 5.
Передвигает тележки и автомобиль на поточной линии электротельфер 4, помещенный в конце осмотровой канавы. При работе электротельфера упоры тележек нажимают кожухи полуосей (приводных валов) или подушки рессор ведущего моста и заставляют автомобиль перемещаться. После перемещения на следующий пост автомобиль останавливается, а тележки возвращаются в первоначальное положение.
Передние колеса автомобиля поднимает горка 7, задние колеса — подъемник 89 установленный в канаве.
По обеим сторонам канавы у каждого поста установлены верстаки, барабаны с самонаматывающимися шлангами для раздачи масел и воды, а также подведен сжатый воздух, что позволяет использовать пневматический инструмент, проверять и регулировать тормозную систему с пневматическим приводом при неработающем двигателе и накачивать шины.
В непосредственной близости от канавы расположены вспомогательные цехи, обеспечивающие все посты отремонтированными агрегатами, узлами, приборами и деталями.
На рисунке, а показан гидравлический подъемник. Он состоит из гидравлического цилиндра 9 с помещенным внутри поршнем со штоком 4. Подхватом 5 шток упирается в поднимаемую часть автомобиля. Цилиндр подъемника можно перемещать в поперечном направлении (относительно канавы) вместе с кареткой 12 по двум скалкам 2 для подъема мостов автомобиля, поставленного на канаву.
Гидравлический подъемник
Гидравлический подъемник:
а — устройство подъемника осмотровой канавы; б — использование двух подъемников для вывешивания задней части автомобиля;
1 — каток; 2 — скалка; 3 — страхующий штырь; 4 — шток; 5 — подхват; 6 — гильза; 7 и 10 — направляющие; 8 — кран управления; 9 — гидравлический цилиндр; 11 — регулируемый упор; 12 — каретка.
Скалки с одной стороны опираются на наклонные регулируемые упоры 11, а другие концы скалок имеют катки установленные в направляющих 7, закрепленных в бетонированной стенке канавы, по которым подъемник может перемещаться вдоль канавы.
В средней части направляющих установлен кран 8 управления.
Продолжение цилиндра подъемника — гильза 5, являющаяся опорой страхующего штыря 3, вставляемого водно из отверстий штока после вывешивания колеса. Подъемник приводится в действие при помощи электродвигателя мощностью 1 кет и эксцентрикового плунжерного насоса. От одного насоса могут работать два подъемника и более.
Подъемники предназначены для подъема автомобилей над полом, чтобы облегчить доступ к ним снизу. Наиболее распространены электромеханические, гидравлические и воздушно-гидравлические подъемники.
Схема электромеханического подъемника
Схема электромеханического подъемника:
1 — электродвигатель;
2 — червячный редуктор;
3 — гайка;
4 — винт,
5 — платформа;
6 — тележка;
7 — домкрат;
8 — стойки.
Электромеханический подъемник состоит из платформы 5, подвешенной на четырех винтах 4, помещенных в гайках 3 стоек 8. Каждый винт приводится во вращение от электродвигателя 1 червячным редуктором 2.
Управляют подъемником двумя кнопками — для опускания и подъема. В крайнем верхнем или нижнем положении платформа подъемника останавливается автоматически при помощи концевых выключателей, установленных на стойках 8.
Колеса на платформе вывешивают при помощи тележки 6 с двумя домкратами 7. Гидравлические и воздушно-гидравлические подъемники бывают одноплунжерные и двухплунжерные.
Одноплунжерный гидравлический подъемник
Одноплунжерный гидравлический подъемник:
а — разрез; б — механизм управления;
1 — корпус; 2 — плунжер; 3 — направляющий цилиндр; 4 — платформа; 5 — опорная колодка; 6 — маслопровод; 7 — перепускной клапан; 8 — трехходовой кран; 9 — манометр; 10 — редукционный клапан; 11 — масляный насос; 12 — электродвигатель; 13 — масляный бак; 14 — обратный клапан; 15 — сливная трубка.
Плунжер гидравлического подъемника поднимается под действием масла, нагнетаемого в подплунжерное пространство масляным насосом, а плунжер воздушно-гидравлического подъемника — под действием масла, подаваемого в подплунжерное пространство сжатым воздухом.
К недостаткам плунжерных подъемников можно отнести неудобство доступа ко многим узлам автомобиля, которые закрываются платформой подъемника. Более удобны в этом отношении электрические, четырехколонные, а также рычажные подъемники.
«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова
Стетоскопом прослушивают двигатель с целью установления причины стука. Прибор состоит из стержня, корпуса с мембраной и двух трубок с наконечниками, стягиваемыми пружиной. Стетоскоп Стетоскоп: 1 — слуховые трубки; 2 — корпус с мембраной; 3 — стержень; 4 — наконечники. Компрессиметром определяют величину давления сжатия (компрессии) в цилиндрах двигателя. Компрессиметр состоит из манометра 2, укрепленного в…
Для подъема тяжелых агрегатов с последующим их перемещением на определенное расстояние служат тали — блочные устройства, перемещаемые по подвесным двутавровым балкам. Тали имеют ручной привод для подъема и перемещения груза вдоль балок. Таль, у которой груз поднимают при помощи электродвигателя, называется тельфером. Включают и останавливают электродвигатель кнопками, смонтированными в коробке, укрепленной на гибком кабеле. Краны…
Грузовые автомобили моют на эстакаде или моечной канаве сильной струей воды, подаваемой из водопроводной сети или из моечной машины. Полированные поверхности кузовов автобусов и легковых автомобилей чисто вымыть только струей воды не удается, так как на поверхности неизбежно остается тонкая пленка налета, удаляют которую щетками или обтирочными материалами. В большинстве грузовых автотранспортных предприятий автомобили моют…
При техническом обслуживании автомобиля, для раздачи свежего и сбора отработанного масла применяют мерные кружки, маслораздаточные насосы и колонки, маслораздаточные установки для централизованной смазки, баки и стационарные сборники для отработанного масла. Поршневой переносный маслораздаточный насос имеет ручной привод. Переносный маслораздаточный насос Переносный маслораздаточный насос: 1 — сливная трубка; 2 — перепускные клапаны; 3 — поршень; 4…
Рычажно-плунжерный солидолонагнетатель (шприц) предназначен для смазки подшипников вала водяного насоса и вентилятора, а также других узлов трения механизмов автомобиля, снабженных пресс-масленками. Рычажно-плунжерный солидоленатетатель Рычажно-плунжерный солидоленатетатель: А — отверстие; Б — полость; 1 — основной наконечник; 2 — шариковый клапан; 3 — корпус; 4 — плунжер; 5 — прокладка; 6 — рычаг; 7 — поршень; 8…