Тали и тельферы
Для подъема тяжелых агрегатов с последующим их перемещением на определенное расстояние служат тали — блочные устройства, перемещаемые по подвесным двутавровым балкам.
Тали имеют ручной привод для подъема и перемещения груза вдоль балок.
Таль, у которой груз поднимают при помощи электродвигателя, называется тельфером. Включают и останавливают электродвигатель кнопками, смонтированными в коробке, укрепленной на гибком кабеле.
Краны
Большое распространение в автотранспортных предприятиях получили передвижные краны, которые используют для подъема отдельных частей автомобиля и агрегатов, а также для их транспортирования по мастерской и гаражу.
Козловый передвижной кран представляет собой металлические (трубчатые) козлы, установленные на поворотных вилках с колесами на шариковых подшипниках. На поперечной балке подвешена таль с ручным приводом.
Передвижные краны
Передвижные краны:
а — козловый;
б — консольный.
Консольные передвижные краны бывают с механическим и гидравлическим приводами. В последних жидкость в рабочий цилиндр нагнетают рукояткой, используемой также и для транспортирования крана.
Домкраты
Служат для подъема (вывешивания) отдельных частей автомобиля. Различают домкраты гаражные и дорожные (входящие в комплект инструмента и приспособлений водителей). При техническом обслуживании и ремонте обычно используют гаражные домкраты. Дорожные и гаражные домкраты могут быть с механическим и гидравлическим приводами; последние требуют значительно меньшей затраты сил при работе.
Дорожный гидравлический домкрат состоит из чугунного основания 17, на котором смонтированы плунжерный насос высокого давления и подъемный гидравлический механизм.
Дорожный гидравлический домкрат
Дорожный гидравлический домкрат:
1 — перепускной клапан; 2 — ручка; 3 — винт; 4 — манжета; 5 — шток; 6 — цилиндр; 7 — корпус; 8 — крышка; 9 — подъемный винт; 10 — опорная головка; 11 — отверстие; л — впускной клапан; 13 — плунжер; 14 — коромысло; 15 — рукоятка; 16 — цилиндр; 17 — основание; 18 — нагнетательный клапан.
Насос высокого давления состоит из цилиндра 16, блока клапанов, плунжера 13 и коромысла 14 с рукояткой 15. В подъемный механизм входят цилиндр 6 со штоком 5 и манжетой 4 и корпус 7. В корпус масло заливают через отверстие, закрываемое винтом 3.
Корпус плотно прижимается к основанию крышкой 5, навертываемой на верхнюю часть цилиндра. Первоначальную высоту домкрата устанавливают, вывертывая подъемный винт 9 до упора головки 10 в поднимаемую часть автомобиля. Дальше поднимают, качая рукоятку 15.
Когда плунжер насоса перемещается вверх, масло по каналам в основании домкрата засасывается через впускной клапан 12 из корпуса в цилиндр насоса. При движении вниз плунжер создает давление, под действием которого впускной клапан закрывается, а нагнетательный 18 открывается, и масло нагнетается в цилиндр подъемного механизма под манжету и шток, который начинает подниматься.
Ограничивает подъем штока отверстие 11 диаметром 0,5 мм в верхней части цилиндра, через которое масло перепускается из цилиндра 6 подъемного механизма в корпус 7.
Для опускания штока нужно отвернуть иглу перепускного клапана 1. При этом масло будет перепускаться из цилиндра в корпус. Домкрат переносят за ручку 2.
Гаражный гидравлический домкрат состоит из рамы 1, подъемного хобота 4 с головкой, гидравлического подъемного механизма 6 и качающегося рычага 11с рукояткой 9, которая служит и для транспортирования домкрата.
Гаражный гидравлический домкрат
Гаражный гидравлический домкрат:
1 — рама; 2 — кронштейн; 3 — головка; 4 — хобот; 5 и 12 — колеса; 6 — подъемный механизм; 7 — тяга; 8 — рукоятка перепускного клапана; 9 — рукоятка рычага; 10 — рукоятка фиксатора; 11 — качающийся рычаг.
Для подъема хобота необходимо поочередно опускать и поднимать рычаг 11 рукояткой 9, захватываемой обеими руками; при этом пальцем левой руки следует приподнимать рукоятку 10 фиксатора рычага.
Опускают хобот домкрата, открывая иглу перепускного клапана при помощи рукоятки 8 и тяги 7.
Гидравлическую систему домкратов заполняют соляровым или веретенным маслом 3 (индустриальное 20); максимальное давление масла в системе достигает 50 Мн/м2 (500 кгс/см2).
«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова