Оборудование для смазки автомобиля
При техническом обслуживании автомобиля, для раздачи свежего и сбора отработанного масла применяют мерные кружки, маслораздаточные насосы и колонки, маслораздаточные установки для централизованной смазки, баки и стационарные сборники для отработанного масла.
Поршневой переносный маслораздаточный насос имеет ручной привод.
Переносный маслораздаточный насос
Переносный маслораздаточный насос:
1 — сливная трубка;
2 — перепускные клапаны;
3 — поршень;
4 — шток;
5 — впускной клапан;
6 — гайка;
7 — рукоятка.
Для установки в рабочее положение приемный трубопровод насоса опускают в отверстие горловины бочки или бака и при помощи гайки 6 прикрепляют корпус насоса к горловине.
При повороте рукоятки, когда поршень 3 со штоком 4 поднимаются, масло засасывается в цилиндр через впускной шариковый клапан 5. При движении поршня вниз масло через два шариковых клапана 2 перепускается в верхнюю часть цилиндра, а при очередном ходе поршня вверх выталкивается через сливную трубку 1 в заправочную мерную посуду.
Маслораздаточная переносная колонка с ручным приводом состоит из вертикального сварного резервуара, разделенного перегородкой, на которой установлен ручной поршневой реечный насос. Масло (около 300 л) через сетчатый фильтр заливают в нижнюю часть резервуара, откуда насосом оно подается через сливную трубку в мерную посуду. В верхнем отделении резервуара, где установлен насос, хранят мерную заправочную посуду.
Маслораздаточная колонка с, механическим насосом и электрическим приводом состоит из корпуса 3 со счетным механизмом 4, раздаточного пистолета 6 со шлангом 7 и насосной станции (насос с электродвигателем 12, обратным клапаном 11 и фильтром 14).
Маслораздаточная колонка
Маслораздаточная колонка с механическим насосом и электрическим приводом:
1 — основание колонки; 2 — стойка; 3 — корпус; 4 — счетный механизм; 5 — запорный вентиль; 6 — раздаточный пистолет; 7 — резиновый шланг; 8 — нагнетательный маслопровод; 9 — спускной кран; 10 — резервуар; 11 — обратный клапан; 12 — электродвигатель; 13 — пробка фильтра; 14 — фильтр; 15 — насос; 16 — всасывающий маслопровод; 17 — всасывающий клапан; 18 — фундаментные болты.
От насосной станции масло по нагнетательному маслопроводу 8 подается к счетному механизму 4, который отсчитывает разовую и суммарную выдачу масла. Из счетного механизма масло поступает по шлангу в раздаточный пистолет 6 и при открытом клапане пистолета — в картер двигателя.
Маслораздаточная установка для централизованной смазки состоит из резервуаров со смазочными материалами и насосами 2, установленными в отдельном помещении, счетчиков со шлангами и пистолетами, расположенными на стене или стойках непосредственно на посту смазки и заправки автомобилей.
Шланги — самонаматывающиеся под действием спиральных пружин. Шланг разматывается при его вытягивании из барабана 5 на нужную длину, а для сматывания шланг достаточно слегка натянуть и резко отпустить.
Оборудование для централизованной смазки
Оборудование для централизованной смазки:
а — схема маслораздаточной установки; б — пост смазки;
1 — резервуар с запасом масла; 2 — нагнетательный насос; 3 — счетчик; 4 — раздаточный пистолет; 5 — барабан со шлангом.
Стационарный сборник отработанного масла состоит из резервуара, установленного под полом, и приемной воронки, помещенной в нише осмотровой канавы. Колена трубопровода воронки соединены между собой шарнирно, что позволяет придавать ей нужное положение при сливе масла из картера двигателя.
Для слива масла из агрегатов автомобиля применяют также передвижной бак на колесах, устанавливаемый в осмотровой канаве.
Бак снабжен выдвижной воронкой, подводимой к сливному отверстию агрегата, из которого требуется спустить масло.
Маслораздаточный бак
Маслораздаточный бак:
1 — рычаг насоса; 2 — крышка; 3 — откидной болт крепления крышки; 4 — ручка для перемещения бака; 5 — цилиндр насоса; 6 — поршень с клапаном; 7 — впускной клапан; 8 — колесо; 9 — резервуар; 10 — наконечник; 11 — кран; 12 — шланг; 13 — головка насоса; 14 — шток поршня.
Маслораздаточный бак для трансмиссионного масла состоит из резервуара 9 и ручного поршневого насоса, установленного в крышке 2 резервуара. При перемещении рычага 1, а вместе с ним и поршня 6 вверх, впускной клапан 7, установленный в корпусе насоса, поднимается и масло из резервуара засасывается в насос.
При последующем перемещении рукоятки в обратную сторону поршень движется вниз, впускной клапан закрывается, под давлением масла открывается нагнетательный клапан, помещенный в поршне, и оно поступает в пространство над поршнем к выходному отверстию, а затем по гибкому шлангу 12 через наконечник 10 в картер заправляемого агрегата. Запорный клапан наконечника пропускает масло только в одном направлении.
Для подвода консистентной смазки к трущимся поверхностям механизмов управления и ходовой части используют ручные механические, пневматические и электрические солидолонагнетатели, подающие смазку под давлением до 40 Мн/м2 (400 кгс/см2).
Такое высокое давление необходимо для обеспечения выдавливания старой смазки из зазоров сопряженных деталей.
«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова