Солидолонагнетатели
Рычажно-плунжерный солидолонагнетатель (шприц) предназначен для смазки подшипников вала водяного насоса и вентилятора, а также других узлов трения механизмов автомобиля, снабженных пресс-масленками.
Рычажно-плунжерный солидоленатетатель
Рычажно-плунжерный солидоленатетатель:
А — отверстие; Б — полость;
1 — основной наконечник; 2 — шариковый клапан; 3 — корпус; 4 — плунжер; 5 — прокладка; 6 — рычаг; 7 — поршень; 8 — цилиндр; 9 — шток; 10 — рукоятка; 11 — шпилька; 12 — пружина; 13 — дополнительный наконечник для смазки карданных шарниров.
Для подготовки шприца к работе нужно путем поворота ввести шпильку 11 штока 9 в прорезь поршня 7, нажать рукоятку 10 и установить наконечник 1 на пресс-масленку. При качании рычага 6 плунжер 4 движется возвратно-поступательно.
Когда плунжер поднимается, смазка за счет давления на рукоятку 10 подается из полости Б через отверстие А в пространство под плунжером. При опускании плунжера под действием давления смазки открывается шариковый клапан 2 и смазка через наконечник 1 поступает в пресс-масленку под давлением до 35 Мн/м2 (350 кгс/см2).
Для заправки шприца смазкой нужно вывинтить цилиндр 8 из корпуса 5, опустить его конец в смазку и, постепенно втягивая рукояткой поршень 7 в цилиндр, наполнить цилиндр смазкой.
Наиболее удобны для смазки деталей автомобиля через пресс-масленки приводные солидолонагнетатели.
Главная их часть — плунжерный насос высокого давления (как у ручных солидолонагнетателей), приводимый в действие пневматическим или электрическим двигателем, благодаря чему значительно облегчается труд смазчиков.
Пневматический солидолонагнетатель
Пневматический солидолонагнетатель:
1 — бак; 2 — направляющий диск; 3 — поршень; 4 — болт-пробка; 5 — болт с захватами; 6 — манометр; 7 — маслоизмерительный стержень; 8 — заглушка; 9 — предохранительный клапан; 10 — трубка; 11 — золотниковый механизм; 12 и 14 — винты; 13 — распределительная диафрагма; 15 — пневматический двигатель; 16 — спускная игла-пробка; 17 — плунжерная пара; 18 — нагнетательный шариковый клапан; 19 — пробка; 20 — корпус высокого давления; 21 — пробка; 22 — сетчатый фильтр; 23 — запорный золотниковый клапан.
Пневматический солидолонагнетатель имеет объем резервуара 18 л и развивает давление смазки на выходе из пистолета до 38 Мн/м2 (380 кгс/см2) при давлении воздуха в подводящей магистрали 0,4 — 0,8 Мн/м2 (4 — 8 кгс/см2). Он состоит из бака 1, насоса с пневматическим двигателем 15 и раздаточного шланга с пистолетом.
Золотниковый механизм пневматического двигателя подает сжатый воздух попеременно в правую и левую полости цилиндра двигателя 15, заставляя его поршень с плунжером совершать возвратно-поступательное движение вправо и влево.
При движении плунжера вправо создается разрежение в гильзе и через открывшееся отверстие смазка заполняет гильзу плунжера.
При обратном движении плунжер нагнетает смазку через клапан 18 в раздаточный шланг и далее через пистолет в масленку смазываемых деталей. Отработавший воздух выходит наружу через отверстие, имеющееся снизу корпуса золотникового механизма.
Смазка из бака 1 к отверстию гильзы подается под давлением воздуха, поступающего по трубке 10 и действующего на поршень 3.
Для заполнения бака смазкой нужно снять крышку. Заправлять его можно также при помощи перекачивающего насоса через клапан 23.
Схема электромеханического солидолонагнетателя
Схема электромеханического солидолонагнетателя:
1 — редуктор; 2 — электродвигатель; 3 — спускная игла насоса; 4 — нагнетательный клапан; 5 — манометр; 6 — плунжер; 7 — гильза плунжера; 8 — толкатель; 9 — вал привода насоса; 10 — сальник; 11 — фильтр; 12 — шнек; 13 — мешалка; 14 — бункер; 15 — реле давления; 16 — плита основания.
У электромеханического солидолонагнетателя электродвигатель 2 через шестеренчатый редуктор 1 вращает вал 9 привода насоса и шнек 12. Из бункера 14 смазка шнеком 12 через фильтр 11 подается в гильзу 7 плунжера насоса высокого давления. Плунжер 6 приводится в движение эксцентриком, установленным на валу 9, через толкатель 5. В исходное положение плунжер возвращает пружина.
Перемещаясь влево, плунжер 6 через нагнетательный клапан 4 подает смазку через шланг и раздаточный пистолет в пресс-масленку. Реле 15 давления автоматически включает и отключает электродвигатель при изменении величины давления смазки.
Пневматический пульверизатор служит для смазки листов рессор смесью масла для двигателя с коллоидным графитом.
Пневматический пульверизатор
Пневматический пульверизатор:
1 — шланг;
2 — клапан;
3 — внутренняя трубка;
4 — наружная трубка;
5 — сопло;
6 — трубка;
7 — бачок;
8 — рычаг.
Перед смазкой у автомобиля разгружают рессоры (поднимают под раму) и нажатием рычага 5 включают пульверизатор. Рычаг отжимает клапан 2, и сжатый воздух от компрессора по шлангу 1 поступает во внутреннюю трубку 3 и далее через сопло 5 выходит наружу.
В это время в наружной трубке 4 создается разрежение, под действием которого масляная смесь из бачка 7 по трубке 6 поступает в наружную трубку и по выходе из сопла распыливается струей воздуха и проникает в зазор между листами рессор.
«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова