Приборы для проверочно-регулировочных работ
Стетоскопом прослушивают двигатель с целью установления причины стука. Прибор состоит из стержня, корпуса с мембраной и двух трубок с наконечниками, стягиваемыми пружиной.
Стетоскоп
Стетоскоп:
1 — слуховые трубки;
2 — корпус с мембраной;
3 — стержень;
4 — наконечники.
Компрессиметром определяют величину давления сжатия (компрессии) в цилиндрах двигателя. Компрессиметр состоит из манометра 2, укрепленного в корпусе 1, трубки 6 и резинового конусного наконечника 7, который устанавливают в отверстие для свечи в головке или блоке цилиндров.
Компрессиметр
Компрессиметр:
1 — алюминиевый корпус;
2 — манометр;
3 — штуцер манометра;
4 — прокладки;
5 — гайки;
6 — трубка;
7 — резиновый наконечник;
8 — золотник;
9 — стержень золотника.
Динамометрическая рукоятка. Ею затягивают гайки и болты шатунных и коренных подшипников, головки цилиндров и другие с определенным моментом, показываемым в килограмм-метрах на шкале рукоятки.
Динамометрическая рукоятка
Прибор для проверки и очистки свечей зажигания. На его корпусе расположена воздушная камера 20 для проверки свечей на искрообразование, а внутри корпуса размещены катушка 14 зажигания и пескоструйная камера 11. От компрессора через воздушный шланг 7 в прибор подают сжатый воздух.
Очищаемую свечу 19 помещают в отверстие сменной резиновой манжеты 10, установленной под крышкой, и отвертывают винт 4. При этом сжатый воздух, поступающий от компрессора через сопло 9, захватывает частицы песка, которые, ударяясь об изолятор и электроды свечи, очищают их за 5 — 10 сек. Затем свечу подставляют к гнезду 8 и, отвернув винт 4, обдувают ее для удаления песка.
Прибор для проверки и очистки свечей зажигания
Прибор для проверки и очистки свечей зажигания:
1 — смотровое окно; 2 — резиновая диафрагма; 3, 4 и 5 — воздушные винты (вентили); 6 — манометр; 7 — воздушный шланг; 8 — гнездо; 9 — пескоструйное сопло; 10 — сменная манжета; 11 — пескоструйная камера; 12 — разрядник; 13 — песок; 14 — катушка зажигания; 15 — шнур; 16 — розетка; 17 — кнопка включения катушки зажигания; 18 — провод высокого напряжения; 19 — очищаемая или проверяемая свеча; 20 — воздушная камера.
Проверяемую на искрообразование свечу ввертывают в одно из отверстий воздушной камеры 20 в зависимости от диаметра нарезной части, вилку с шнуром 15 соединяют с источником тока напряжением 12 в, а наконечник провода 18 с центральным электродом свечи 19.
Отвертывают винт 3 для подачи сжатого воздуха и установления давления 0,7 — 0,8 Мн/м2 (7 — 8 кгс/см2) в камере 20. Давление воздуха контролируют по манометру 6. Нажимая кнопку сбоку корпуса, включают катушку зажигания и подают ток высокого напряжения на свечу, а через смотровое окно 1 наблюдают за искрообразованием на электродах. Перебои в искрообразовании, отсутствие искры или искрение не между электродами, а через трещины изолятора указывают на неисправность свечи.
При слишком большом зазоре между электродами свечи ток высокого напряжения будет проходить через искровой разрядник 12.
Кислотомер представляет собой стеклянную колбу 6 с наконечником 5 и резиновой грушей 8. В колбе помещен ареометр 7 со шкалой плотности. Кислотомером измеряют плотность электролита в аккумуляторах батареи с целью определения степени ее заряженности.
Приборы для контроля аккумуляторной батареи
Приборы для контроля аккумуляторной батареи:
а — кислотомер; б — нагрузочная вилка;
1 — вольтметр; 2 — контактные ножки; 3 — спираль; 4 — рукоятка; 5 — наконечник; б — колба; 7 — ареометр; 8 — резиновая груша.
Нагрузочная вилка. Ею определяют степень заряженности аккумуляторов батареи. Она состоит из константановой спирали 3 сопротивлением 0,01 ом, контактных ножек 2, рукоятки 4 и вольтметра 1 со шкалой 3 — 0 — 3 в.
Динамометр-люфтомер
Динамометр-люфтомер:
1 — шкала;
2 — стрелка-указатель;
3 — обод рулевого колеса;
4 и 5 — втулки со шкалами;
6 — замки крепления прибора.
Для проверки свободного хода и силы на ободе рулевого колеса применяют, помимо простейшего люфтомера, показанного на рисунке Проверка, люфта рулевого колеса простейшим люфтомером, более совершенный динамометр-люфтомер. Прибор закрепляют на ободе рулевого колеса при помощи замков 6, а стрелку-указатель 2 — на рулевой колонке.
Бачок для заправки тормозной системы жидкостью. В верхней его части установлены манометр 1, предохранительный клапан 3 и штуцер 2 для подвода в бачок сжатого воздуха. В нижней части бачка помещен стеклянный плавающий предохранительный шариковый клапан 4, закрывающий выходное отверстие при опорожнении бачка, чтобы избежать попадания воздуха в тормозную систему.
Бачок для заправки тормозной жидкостью
Бачок для заправки тормозной жидкостью:
1 — манометр;
2 — штуцер;
3 — предохранительный воздушный клапан;
4 — предохранительный жидкостный шариковый клапан;
5 — наконечник;
6 — запорный кран.
Раздаточный шланг снабжен запорным краном 6 и наконечником 5 для ввертывания в наливное отверстие главного тормозного цилиндра. Тормозная жидкость заполняет систему под давлением 150 — 200 кн/м2 (1,5 — 2,0 кгс/см2). При пользовании этим бачком воздух из тормозной системы (когда открыт клапан цилиндра колеса) вытесняется жидкостью, поступающей в цилиндр колеса по трубке под действием давления в бачке.
Линейка для проверки схождения колес состоит из нескольких телескопических труб, помещенных одна в другую.
Линейка для проверки схождения передних колес
Линейка для проверки схождения передних колес:
а — устройство; б — пользование ею;
1 — подвижная труба; 2 — винт; 3 — шкала; 4 — наружная труба; 5 — промежуточная труба; 6 — фиксатор; 7 — удлинитель; 8 — конусный наконечник; 9 — крючок цепочки; 10 — пружина; 11 — цепочка; 12 — стрелка-указатель.
Для установления необходимой длины выдвигают правую сторону линейки, которая стопорится в нужном положении фиксаторами 6, входящими в отверстия промежуточной трубы 5. При этом пружина 10 внутри линейки держит постоянно выдвинутой подвижную трубу 1. Это позволяет устанавливать линейку между шинами колес с некоторым распором. Цепочками 11 конусных наконечников 8 линейку устанавливают на нужной высоте.
Стрелка-указатель 12 в левой части линейки перемещается относительно неподвижной шкалы 3 с делениями от 0 до 50 мм.
Для проверки схождения колес линейку устанавливают между передними колесами так, чтобы ее наконечники упирались в боковины покрышек впереди осей вращения колес, а концы обеих цепочек касались площадки. В этом положении линейка удерживается силой упругости сжатой пружины. Указатель линейки устанавливают на нулевое деление шкалы, прокатывают автомобиль вперед так, чтобы линейка оказалась сзади оси колес, а концы цепочек также касались площадки, и по делениям шкалы определяют величину схождения.
Контрольные вопросы
Какое подъемно-осмотровое оборудование применяют на постах технического обслуживания автомобилей?
Назовите оборудование, используемое для мойки автомобилей.
Какое оборудование применяют для смазки автомобилей?
Перечислите приборы, используемые для технического обслуживания двигателей.
Как устроен прибор для проверки свечей зажигания и каков принцип его работы?
Какими приборами контролируют аккумуляторную батарею?
Каким прибором проверяют величину свободного хода рулевого колеса?
Как устроен бачок для заполнения тормозной системы жидкостью?
Чем определяют величину схождения колес?
«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова