Организация труда по техническому обслуживанию автомобиля
Улучшению качества технического обслуживания и повышению производительности труда способствуют хорошая организация труда и социалистическое соревнование.
Передовые водители достигают высокого пробега автомобилей (до 500 тыс. км и более) без капитального ремонта. При этом автотранспортные предприятия экономят значительные средства на текущем ремонте автомобилей, на топливе, шинах и других материалах.
Успешной работе водителей в значительной степени способствует социалистическое соревнование ремонтных и обслуживающих рабочих. Тщательно изучая конструкцию автомобилей, гаражное и ремонтное оборудование, а также приемы выполнения отдельных операций по обслуживанию и ремонту, они добиваются высококачественного выполнения работ.
Этому способствует также внедрение рационализаторских предложений по организации труда и изготовлению новых, удобных инструментов и приспособлений, позволяющих значительно перевыполнять план при высоком качестве работ.
В связи с укрупнением автотранспортных предприятий появилась возможность отказаться от комплексных бригад по техническому обслуживанию автомобилей, которые выполняли от начала до конца работы всех видов обслуживания и текущего ремонта.
Одной из наиболее рациональных форм организации труда является создание на каждом посту специализированных бригад, в которых отдельные рабочие выполняют строго определенные операции: например, один обслуживает тормозную систему, другой — рулевое управление и передний мост, третий — приборы питания и электрооборудования и т. д. Это позволяет вырабатывать наиболее производительные приемы обслуживания отдельных узлов и агрегатов, а следовательно, и повышать производительность труда.
Во многих автотранспортных предприятиях применяют агрегатно-участковый метод организации технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей.
При этом методе организуют восемь производственных участков, из них шесть основных и два вспомогательных.
Производственные участки
Производственные участки по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей:
1 — двигателя; 2 — сцепления, коробки передач, ручного тормоза, карданной передачи, главной передачи и подъемного механизма автомобиля-самосвала; 3 — переднего моста, рулевого управления, заднего моста, тормозной системы, подвески автомобиля; 4 — систем электрооборудования и питания; 5 — рамы, кузова, кабины, оперения и облицовки; 6 — шин; 7 — слесарно-механических и других ремонтных работ; 8 — уборочно-моечных работ.
Шесть первых выполняют основные работы по техническому обслуживанию и ремонту. Участок № 7 служит для слесарно-механических работ, ремонта деталей, а при необходимости и изготовления запасных частей для всех производственных участков. Участок № 8 выполняет уборочно-моечные работы.
Чем меньше простои автомобилей из-за неисправностей и чем реже ремонтируют агрегаты, системы и механизмы, тем, следовательно, лучше работает данный производственный участок. В соответствии с этими показателями организуют выплату премий рабочим.
Так создают условия, при которых, чем выше качество работы, тем дольше автомобиль работает без ремонта, меньше объем и затраты на ремонт, выше производительность автомобиля, а все это позволяет увеличить размер премии рабочим участка. Следовательно, здесь сочетаются государственные и личные интересы в повышении показателей работы автотранспортного предприятия.
Руководитель производственного участка (начальник, мастер, бригадир) отвечает за своевременное и качественное выполнение всех работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту закрепленных за участком агрегатов.
Для учета технического обслуживания и ремонта автомобилей в автотранспортных предприятиях имеется единый первичный документ — листок учета обслуживания и ремонта автомобилей, выписываемый на каждый прибывающий с линии автомобиль, направляемый на техническое обслуживание или ремонт.
В листке учета проставляют гаражный номер автомобиля, фамилию водителя, дату и время выписки листка, вид назначенного технического обслуживания: ТО-1 или ТО-2.
Листок учета передают диспетчеру производства, который отмечает в нем выполнение требуемых работ. Если при ремонте заменяли агрегаты, узлы, приборы, то в листке учета указывают номера снятого и поставленного агрегата. Затем листок передают дежурному механику.
Огромное значение в улучшении производственных процессов и повышении производительности труда оказывает соревнование за право называться бригадами коммунистического труда.
При этом члены бригады берут на себя обязательства ежемесячно перевыполнять задание при высоком качестве работ, повышать свою квалификацию, активно участвовать в рационализаторской работе, подготавливать учеников к самостоятельной работе, быть примером поведения на производстве и в быту, помогать отстающим и др. Выполнение взятых обязательств становится законом для каждого члена бригады.
Коммунистическое отношение к труду, стремление в совершенстве овладеть техникой, высокая культура, ритмичность в работе, образцовая дисциплина и взаимопомощь обеспечивают высокие показатели работы.
Контрольные вопросы
Какие работы входят в техническое обслуживание?
Каковы виды и периодичность технического обслуживания?
Что отражают в плане-графике технического обслуживания автомобилей?
В чем сущность тупикового и поточного методов технического обслуживания?
В чем сущность определения технического состояния автомобиля методом диагностирования?
Какие виды технического обслуживания установлены в войсках?
Какова периодичность первого и второго технического обслуживания?
В чем преимущества специализированных бригад по сравнению с комплексными?
В чем сущность агрегатно-участкового метода технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей?
«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова