Система смазки двигателя
Для подвода масла к трущимся поверхностям деталей двигателя служит система смазки. На автомобилях применяют комбинированные системы смазки, когда наиболее нагруженные детали двигателя (коренные 22 и шатунные 21 подшипники коленчатого вала 11, подшипники 13 распределительного вала, втулки коромысел) смазываются под давлением, создаваемым масляным насосом 9, а остальные детали — разбрызгиванием или самотеком масла. Масло, вытекающее через зазоры в подшипниках коленчатого и распределительного валов, разбрызгивается вращающимися деталями и в виде капелек и масляного тумана оседает на стенках гильз, кулачках распределительного вала, поршневых пальцах, толкателях и других деталях.
Масло заливают в поддон картера через маслозаливную горловину. Уровень масла проверяют по меткам маслоизмерительного стержня 20.
При работе двигателя масло засасывается насосом 9 из поддона картера через маслоприемник 8, имеющий сетчатый фильтр. Из фильтра масло через полость во второй перегородке блока цилиндров поступает в главную масляную магистраль 12, а затем по каналам в перегородках к коренным подшипникам 22 и подшипникам 13 распределительного вала. Из коренных подшипников масло по каналам 23 в щеках коленчатого вала подается к шатунным подшипникам 21. Через отверстия 19 в нижних головках шатунов при их совпадении с отверстиями в шатунных шейках коленчатого вала масло разбрызгивается на стенки гильз цилиндров.
Система смазки двигателя автомобиля ГАЗ-24 «Волга»
а — поперечный разрез; б — подвод масла к распределительным шестерням; в — подвод масла к оси коромысел; г — подвод масла к подшипникам коленчатого вала:
1 — воздушный фильтр; 2 — ось коромысел; 3 — штанга; 4 — фильтр; 5 и 15 — трубки. 6 — ограничительный клапан; 7 — кран масляного радиатора; 8 маслоприемник; 9 — масляный насос; 10 — редукционный клапан; 11 — коленчатый вал; 12 — главная масляная магистраль; 13 — подшипник распределительного вала; 14 — масляный радиатор; 16 — канавка; 17 и 23 — каналы; 18 — вертикальный канал; 19 — отверстие в нижней головке шатуна; 20 — маслоизмерительный стержень; 21 — шатунный подшипник, 22 — коренной подшипник.
От заднего подшипника распределительного вала по вертикальному каналу 18 в блоке и головке цилиндров и стойке коромысла масло подается в полую ось 2 коромысел, смазывая втулки коромысел, а по каналам, выполненным в коротких плечах коромысел, оно подается к верхним наконечникам штанг 3. Масло, стекающее по штангам, смазывает нижние наконечники штанг
и толкатели. К стержням клапанов оно поступает самотеком. От переднего подшипника распределительного вала через канавку 16 на шейке и трубку 15 масло подается на распределительные шестерни, а через осевой канал 17 в шейке — на упорный фланец вала. На четвертой шейке распределительного вала сделана канавка, через которую масло подводится к шестерне привода масляного насоса и прерывателя-распределителя.
Аналогично происходит смазка деталей двигателей УАЗ.
«Автомобиль категории «В»,
В.М.Кленников, Н.М.Ильин, Ю.В.Буралев
- Вентиляция картера
- Масляный насос
- Масляные фильтры грубой и тонкой очистки масла
- Система смазки двигателей УАЗ-451МИ и УАЗ-451М
- Контроль давления масла
- Пластичные (консистентные) смазки
- Термостаты на различных автомобилях
- Температурный режим двигателя
- Пусковой подогреватель
- Смазочные материалы
- Система охлаждения двигателя
- Приборы системы охлаждения
- Насос системы охлаждения
- Водяной насос
- Термостат
- Газораспределительный механизм
- Детали газораспределительного механизма
- Осевое перемещение распределительного вала