Предохранители
Для разрыва защищаемой цепи при коротком замыкании применяют предохранители. При нарушении изоляции провода происходит соединение его металлической жилы с корпусом автомобиля, т. е. происходит короткое замыкание. Сопротивление этой части цепи до плюсового зажима источников настолько мало, что в короткозамкнутой цепи будет проходить ток очень большой силы. В результате происходит быстрый разряд аккумуляторной батареи и сильный нагрев проводов, что может вызвать пожар.
Блок плавких предохранителей с тремя вставками 2 (рис. а) применяют на автомобилях УАЗ-451, -452, -469. Вставки установлены в пластмассовом корпусе 7. Каждая вставка имеет текстолитовую пластину 5 с двумя пружинными контактами 6, между которыми зажимается медная луженая проволока 3 диаметром 0,26 мм, рассчитанная на силу тока 10 А. В верхней части пластины 5 намотана запасная проволока 4 для замены перегоревшей.
При коротком замыкании сила тока в короткозамкнутой части будет более 10 А, поэтому проволока 3 плавится и разрывает цепь. На внутренней поверхности крышки I приклеена табличка с указанием номера предохранителя и наименования приборов, включенных в цепь каждого предохранителя. Провода от приборов подключаются к зажимам 8.
На автомобилях ВАЗ-2121 «Нива» и «Москвич-2140» устанавливают по два блока плавких предохранителей, рассчитанных на разную силу тока.
Термобиметаллический кнопочный предохранитель (рис. б) так же, как и плавкий предохранитель служит для разрыва цепи при увеличении силы тока. При этом биметаллическая пластина 3 в результате нагрева резко изгибается в другую сторону и остается в таком положении (на рисунке изображено пунктиром). Контакты 2 и 5 размыкаются и прерывают электрическую цепь. Чтобы замкнуть цепь, необходимо нажать на кнопку 4, и тогда биметаллическая пластина 3 примет первоначальную форму, что вызовет замыкание контактов 2 и 5. После отпускания кнопки 4 она возвращается в исходное положение усилием пружины.
Предохранители
а — плавкий; б — термобиметаллический кнопочный.
Любой предохранитель можно включать в цепь только после устранения неисправности. На автомобиле ГАЗ-24 «Волга» таких предохранителей установлено четыре, а на автомобилях УАЗ-451, -452, -469 — по одному. Предохранители изготовляют на 10, 15 А и более. Провода от приборов подключают к зажимам 1 (рис. б).
Электрические провода соединяют источники тока и потребители. На автомобилях применяют многожильные гибкие провода в полихлорвиниловой изоляции с различной расцветкой. Такая эластичная изоляция не разрушается нефтепродуктами. Разнообразная расцветка проводов необходима для нахождения их на всем протяжении в оплетенном пучке при монтаже и выявлении неисправностей. Пучки проводов на кабине и раме автомобиля крепят металлическими скобами. Наконечники проводов покрывают тонким слоем олова. При креплении наконечника провода к зажиму после установки наконечника кладут луженую контактную, а затем пружинящую шайбу, после чего плотно затягивают крепление.
На автомобилях ВАЗ-2121 «Нива», «Москвич-2140», ГАЗ-З102 «Волга» и др. применяют штекерные соединения, облегчающие подсоединение проводов к клеммам приборов электрооборудования Штекерные (разъемные) соединения выполняют на различное количество контактов.
«Автомобиль категории «В»,
В.М.Кленников, Н.М.Ильин, Ю.В.Буралев
- Схема электрооборудования
- Выключатели
- Световой указатель поворота автомобиля
- Схема электрооборудования автомобиля ГАЗ-24 «Волга»
- Аварийная световая сигнализация
- Ножной переключатель света
- Круглая и прямоугольная фары
- Противотуманная фара
- Задний фонарь и подфарник
- Задний фонарь автомобилей УАЗ-469, УАЗ-452, УАЗ-451
- Переключатели света
- Магнитоэлектрический термометр
- Система освещения и световой сигнализации
- Электродвигатели и контрольно-измерительные приборы
- Контрольно-измерительные приборы
- Магнитоэлектрический манометр
- Сигнализаторы
- Магнитоэлектрический измеритель уровня топлива