Технико-эксплуатационные коэффициенты
Коэффициент технической готовности парка автомобилей определяют делением автомобиле-дней АДг в готовом к эксплуатации состоянии на календарные автомобиле-дни ЛДк:
ат = ЛДг/ЛДк
Коэффициент выпуска подвижного состава на линию определяют отношением автомобиле-дней ЛДэ нахождения автомобилей в эксплуатации к автомобиле-дням АДп работы парка: ав — АДэ/АДп, при этом автомобиле-дни АДп определяют вычитанием из календарных автомобиле-дней АД к автомобиле-дней АДн нормированных простоев (количество выходных и праздничных дней, в которые парк не работает).
Для повышения коэффициентов технической готовности и выпуска автомобилей на линию необходимы регулярное и качественное выполнение технического обслуживания, внедрение агрегатного метода ремонта автомобилей, хорошо налаженное материально-техническое Снабжение и эксплуатационные материалы высокого качества.
Коэффициент использования пробега определяют делением суммы пробегов с грузом или пассажирами на сумму общих пробегов за тот же период времени. Для грузовых автомобилей этот коэффициент зависит от размещения погрузочно-разгрузочных пунктов и организации работы на линии.
Коэффициент использования пробега повышают за счет улучшения организации диспетчерской службы, разработки рациональных маршрутов, смены водителей на линии, развития грузовых автостанций и других мер сокращения пробегов автомобиля без груза.
Коэффициент статического использования грузоподъемности равен отношению количества перевезенного груза к количеству груза, которое может быть перевезено при полном использовании грузоподъемности автомобиля. Коэффициент динамического использования грузоподъемности определяют делением количества фактически выполненных тонно-километров на количество тонно-километров, которые могли бы быть выполнены при полном использовании грузоподъемности автомобиля.
Коэффициент использования грузоподъемности может быть повышен правильным выбором автомобилей для перевозки соответствующих грузов, приспособлением кузова к роду груза (например, наращивание бортов при перевозке легковесных грузов), приспособлением тары и упаковки к условиям перевозки, группировкой сборных и мелких грузов в партии.
Коэффициентом платного пробега называется отношение оплаченного пробега к общему пробегу автомобиля-такси.
«Автомобиль категории «В»,
В.М.Кленников, Н.М.Ильин, Ю.В.Буралев