Общие принципы вождения
Сделаем первые шаги по удобной посадке и хорошему обзору. Посадку следует делать так, чтобы было удобно не только сидеть, но и управлять. Даже при езде на пятой передаче корпус тела не должен отклоняться от спинки. Левая нога должна быть выпрямлена при выжимании сцепления. Расстояние между Вами и рулём можете отрегулировать таким образом: положите на руль руку в положение 12 (следует полностью обхватить руль ладонью), измените, наклон спинки сиденья так, чтобы плечо не было сильно прижато к спинке сиденья. Даже если, кроме вас ещё кто-то ездит на автомобиле, не нужно лениться каждый раз регулировать сиденье в удобном для вас положении. Если не будете следовать этим указаниям, вы будете плохо чувствовать педали, а особенно педаль газа.
Следующее – обзор. Это, возможно самый важный момент. Не торопитесь и потратьте время на правильную регулировку зеркал заднего вида и боковых зеркал. Не должно быть разных мёртвых зон, даже если не удаётся их ликвидировать полностью. Их следует сделать минимальными. Для регулировки левого бокового зеркала, можно припарковаться у обочины и наблюдать за проезжим транспортом в зеркало, регулируя наиболее подходящий обзор. Нужно снять с лобового стекла (если они там есть) всяких собачек, мышек, хомячков и других представителей фауны. Если всё-таки присутствует желание, чтобы что-то весело в автомобиле, это можно повесить на левое заднее стекло.
После — правила, которых нужно придерживаться при движении. Сразу акцентирую внимание на то, что многое из перечисленного ниже может показаться ненужным и лишним. Это в каких-то параметрах верно, так как при движении по сухому асфальту и при средней скорости можно в принципе осуществлять, как попало, по всей вероятности ничего не случится. Но помните, что навыки и привычки, которые у вас вырабатываются рефлекторно, предназначают и ваши действия в экстремальных ситуациях. Например, если у вас есть привычка нажимать на тормоз одновременно сцеплением, то даже при знание того, что на льду этого делать нельзя, в экстремально-критической ситуации, вы всё равно сделаете это рефлекторно. И на конец, даже если вам не приходилось попадать в аварийную ситуацию, всё равно будьте всегда готовы и бдительны.
Руль держать требуется двумя руками, особенно на переднем приводе, потому что очень легко выбивает руль. Ни в коем случае нельзя давать раскручиваться рулю самопроизвольно (возвращайте колёса в прямое положение после завершения поворота). Есть вероятность плохих последствий, если колесо наткнётся на кочку, в ямку, скользкий участок и т.д. хотя бы одна рука должна контролировать и отслеживать вращение руля.
Приучите себя всегда определять положение колёс машины. Бывают такие ситуации, не опытный водитель не сразу может сориентироваться после хаотического вращения рулевого колеса или своего рода маневров – для этого ему требуется сначала тронуться, чтобы определить куда поедет, после корректировать – на это всё тратится время (а также место, перемещение а ограниченном пространстве).
Ногу следует убирать с педали сцепления даже в случае переключения 1-й и 2-й передачи.
Для улучшения управляемости и устойчивости транспорт постоянно должен быть на правильной для данных условий передаче, а именно: кругооборот двигателя нужно поддерживать таким, чтобы при необходимости моментом сманеврировать без дополнительного переключения. Не нужно двигаться накатом, даже если подъезжаете к светофору – следует переключиться вниз впредь до 2-й передачи. Сцепление нужно выжимать в завершающий момент перед окончательной остановкой.
Пример: вы не торопясь подъезжаете к светофору накатом. В определённый момент, глядя в зеркало заднего вида, видите, что в Вас сейчас въедет грузовик (который, например, не успевает затормозить). Единственным выходом остаётся немедленно отъехать вперёд (если там есть место, конечно). Секунду, которую вы потратите на переключение передачи, может стоить вам куска кузова вашей машины. То есть, вам всегда нужно находиться в готовности к незамедлительному манёвру, при отсутствии необходимости. Несомненно, при скользкой дороге этот приём имеет ещё большее значение.
Ликвидируйте у себя привычку (если она присутствует) по всякому поводу нажимать на тормоз. Торможение пагубно влияет на управляемость и устойчивость транспорта. В некоторых аварийных ситуациях торможение является грубейшей ошибкой и не правильным выбором. В некоторых случаях в избегание аварии следует выполнить манёвр.
Что ещё касается торможения:
- Следует помнить, что при торможении снижается управляемость передних колёс. Поэтому при необходимости перестроиться (например, приближаясь к светофору) в процессе торможения (образовалось свободное пространство в ближайшем ряду), нужно отпустить тормоз во время перестроения, а потом тормозить дальше.
- Усиленное торможение становится более опасным, если одновременно выжимать сцепление. В этом случае, в момент выжимания сцепления при переключении передачи в процессе торможения, нужно немного ослабить усилие на педаль тормоза.
- Нельзя тормозить на повороте. Подготовительные действия (переключение, торможение и т.п.) нужно закончить до поворота. Не следует въезжать в поворот в процессе усиленного торможения – это практически не реально выполнить. Вначале нужно войти в поворот, а затем дотормаживать на дуге, если этого нельзя избежать. О торможении на повороте смотрите также ниже.
- Если у вас отсутствует АБС – научитесь ощущать момент, после которого наступит момент блокировки колес. В этот промежуток времени торможение более эффективно. Если в момент торможения заблокировались колёса, нужно ослабить на миг усилие на педаль, после чего продолжить тормозить. На скользкой дороге и льду тормозить требуется с интервалом надавливаний приблизительно одна секунда (чем меньше, тем лучше).
Все подозрительные участки необходимо проходить на прямых (не развёрнутых) колёсах. Сюда входят большие неровности, ямы, кочки и другие препятствия (при вывернутых колесах может возникнуть повреждение механизма руля, так как теряется устойчивость). Сюда также можно отнести большие лужи, так как может возникнуть опасность автопланирования. И всё же если вам не удаётся объехать препятствие, срочно следует выровнять колёса и жестко удерживать рулевое колесо (двумя руками). Постарайтесь выполнить те же действия на вашем пути и при появлении на дуге поворота препятствий (если это реально выполнить). А затем, поторапливаясь, выверните руль в первоначальное положение, чтобы продолжить поворот. Не нужно на заторможенных колёсах наезжать на препятствие. Перед препятствием следует снизить движение, так чтобы успели выпрямиться пружины подвески. Этим мы разгружаем переднюю, ось и уменьшаем ударную нагрузку на подвеску при перемещении по неровностям.
Ни в коем случае нельзя делать зимой на скользкой дороге разных резких движений рулём, газом и тормозом. Например, интенсивное понижение газа на переднем приводе, скорее всего, приведёт к заносу задней оси. Сильное надавливание на газ на заднем приводе – повторится то же самое. Резкое торможение и крутой поворот руля тоже не приносит ничего хорошего и приводит к плохим последствиям. Даже если вы потеряли устойчивость, рекомендуемые меры следует выполнять плавно (но всё же четко и быстро).
Летом следует помнить, что самая скользкая дорога – в самом начале дождя (всякая гадость на дороге – масла и разного вида грязь образуют на дороге скользкую плёнку). В зависимости от покрытия на дороге, ухудшается сцепление колёс с дорогой больше чем в два раза. Также нужно обращать внимание на покрытие дороги – гладкое, бугристое и т.п.