Пособие механикам мотоциклов
- Влияние конструкции на мощность двигателя
- Динамика мотоцикла
- Зажигание и электрооборудование мотоцикла
- Испытание двигателей на стенде
- Материалы, применяемые для основных деталей гоночных и спортивных мотоциклов
- Мощность двигателя
- Окончательная регулировка мотоцикла
- Повышение мощности двигателя
- Подготовка карбюратора к работе
- Подготовка силовой передачи
- Подготовка ходовой части мотоцикла
- Ремонт и подготовка двигателя
- Топливо и смазка для спортивных двигателей
Мотоциклетный спорт — один из массовых военно-прикладных видов спорта, воспитывающих у молодых людей любовь к технике, высокие физические и моральные качества, необходимые каждому защитнику Советской Родины.
Центральный Комитет Коммунистической партии и Совет Министров СССР в своем Постановлении от 7 мая 1966 года о состоянии и мерах по улучшению работы ДОСААФ потребовали дальнейшего подъема военно-технической подготовки населения, массового развития военно-прикладных видов спорта, значительного повышения мастерства наших спортсменов, в том числе автомобилистов и мотоциклистов.
Мотоциклетный спорт за последние годы стал приобретать все большую популярность среди молодежи. И это понятно. В СССР мотоциклостроение получило большой размах. Улучшилась спортивно-техническая база.
Третья Всесоюзная спартакиада по техническим видам спорта и четвертая спартакиада народов СССР, посвященная 50-летию Великого Октября, привлекли десятки тысяч молодых мотоциклистов к участию в кроссовых, гаревых, ледяных гонках.
Многие мотолюбители, участвовавшие в соревнованиях спартакиад, стремятся и дальше совершенствовать свои спортивные достижения, хотят знать как можно больше о мотоциклах и о спортсменах-мотоциклистах. Но многие из них еще нуждаются в практической помощи, в советах, рекомендациях.
Авторы этой работы поставили перед собой цель — познакомить механиков, тренеров и спортсменов с достижениями современной советской и зарубежной техники мотоциклостроения, рассмотреть факторы, влияющие на мощность двигателя и скорость мотоцикла.
В книге описываются основные правила ремонта и регулировки двигателей, подбора топлива и смазки, силовой и ходовой части мотоцикла. Излагается методика подготовки машин к разным видам соревнований и ухода за ними.
Значительное место занимают рекомендации по ремонту и монтажу отдельных узлов мотоциклов современных конструкций. Приводятся допуски, посадки, зазоры, называются металлы, применяемые в мотоциклостроении.
Отдельная глава посвящена испытанию двигателя на стенде.
Книга рассчитана на лиц, знающих устройство мотоцикла. Главным образом она предназначена в качестве учебного пособия для механиков, тренеров, преподавателей и спортсменов автомотоклубов ДОСААФ и других организаций, культивирующих мотоциклетный спорт.
«Пособие механикам мотоциклов»,
А.Н.Силкин, Б.С.Карманов
Рамы гоночных, кроссовых и ипподромных мотоциклов изготовляют из стальных цельнотянутых труб 30ХГСА, а на иностранных мотоциклах широко применяются хромомолибденовые трубы. Сварка труб стали 30ХГСА производится хромомолибденовым прутком со специальной обмазкой и требует высокой квалификации сварщика. После сварки рама подвергается специальной термообработке (твердость HRC = 32 — 38). Для остальных спортивных мотоциклов рамы изготовляют из цельнотянутых…
В большинстве случаев на гоночных и спортивных мотоциклах применяется составной цилиндр, имеющий оребренную муфту (рубашку) и гильзу. Рубашку отливают из алюминиевых сплавов AЛ5 или AЛ4. (Термообработка Т1, твердость НВ = 65 — 70). Гильзы цилиндров гоночных и ряда спортивных двигателей отливают центробежным способом из высоколегированного чугуна с аустенитной структурой. Химический состав чугуна: Твердость гильзы НВ…
На гоночных двигателях, имеющих рабочий объем одного цилиндра не свыше 125 см3, и спортивных — до 175 см3 в основном применяются литые поршни из высококремнистых алюминиевых сплавов. В отечественной промышленности наиболее широко распространены сплавы № 1 и 2 по нормали HI 160 — 50. Однако большей жаропрочностью обладает высококремнистый литейный сплав Лоу-Экс. Химический состав этих…
Поршневые пальцы для спортивных двигателей в основном изготовляют из стали 15Х, а более нагруженные пальцы гоночных двигателей — из стали 12 Х НЗА и 12 Х 2Н4А. Наружную поверхность пальца цементируют на глубину 0,5 — 0,8 мм или цианируют на глубину 0,2 — 0,3 мм, после чего закаливают (твердость HRC = 58 — 62). Стопорные…
Материалы, применяемые для изготовления деталей коленчатого вала, их термообработка в основном зависят от конструкции коленчатого вала и двигателя. Наиболее нагруженной деталью коленчатого вала зачастую является кривошипный палец, поэтому он выполняется из сталей 12 Х НЗА и 18 Х НВА. В большинстве случаев ролики подшипника большой головки шатуна работают непосредственно по поверхности пальца, тогда палец цементируют…
Впускной клапан гоночных двигателей изготовляют в ВНИИМОТОПРОМе из титановых сплавов ВТЗ-1 и ВТ8. На спортивных двигателях устанавливают клапан из стали ЭИ-72 (Х12Н7С). Твердость HRC = 41 — 44. Материалом для выпускных клапанов гоночных двигателей служит жаростойкий сплав ЭИ-437Б и ЭИ-617, спортивных двигателей — сталь ЭИ-69. Твердость НВ = 179 — 269 (термообработке не подвергаются). Термообработка…
Седло клапана Для работы в паре с клапаном из титанового сплава впускное окно изготовляют из бронзы АЖН 10 — 4 — 4. На стальных впускных клапанах используется более износоустойчивое чугунное седло. С целью улучшения теплоотвода седло выпускного клапана изготовляют из бронзы АЖН 10 — 4 — 4. Направляющие клапанов Для работы в паре с клапаном…
Из-за высоких удельных давлений контактные поверхности кулачка и толкателя наплавляют сормайтом № 1 или хромируют. В этом случае кулачки изготовляют из сталей 35 или 40Х и улучшают до твердости HRC = 32 — 36. Кулачки, имеющие тонкую стенку между отверстиями под распределительный вал и затылком (2 — 3 мм), изготовляют из стали 12ХНЗ, улучшаемой до…
Шестерни механизма газораспределения изготовляют из стали 12ХНЗА, а особенно нагруженные — из стали 12Х2Н4А или 18ХНВА. Шестерни цементируют на глубину 0,2 — 0,5 мм в зависимости от модуля зацепления или цианируют на глубину 0,2 — 0,3 мм и затем закаливают (твердость HRC = 58 — 62). Валы механизма газораспределения гоночных двигателей изготовляют в основном из…
Фрикционный диск При сухих многодисковых сцеплениях, которыми в основном оснащены современные гоночные мотоциклы, фрикционный диск для механической прочности армирован, т. е. стальной диск залит с обеих сторон пластмассой. Диск изготовляют из листовой стали 40. Чтобы уменьшить износ шлицев, в ряде случаев диск улучшают (твердость HRC = 30 — 35). При этом твердость диска должна быть…