Общие силы сопротивления
Мощность, подводимая от двигателя к колесу при движении в разных условиях соревнования, затрачивается на сопротивление качению, сопротивление воздуха, сопротивление силы инерции, преодоление подъемов. Рассмотрим эти факты подробнее.
Сопротивление качению
Оно зависит от ряда обстоятельств: качества дороги; веса мотоцикла вместе с водителем; внутреннего давления в шинах и скорости мотоцикла.
Состояние дорог и качество шин оценивается коэффициентом качения величина которого колеблется при скорости движения до 150 км/час — от 0,012 до 0,020. Малые величины относятся к дорогам с хорошим и ровным покрытием. Сопротивление калению резко возрастает при скоростях выше 200 км/час.
Сопротивление качению зависит от давления в шине; чем/меньше давление в шине, тем больше коэффициент сопротивления. Сопротивление качению также возрастает с увеличением веса мотоцикла.
В таблице показаны коэффициенты сопротивления качению в зависимости от скорости движения и давления в шинах.
Мощность, затрачиваемая на сопротивление качению, определяется по формуле:
где: G — вес мотоцикла и водителя, кг; f — коэффициент сопротивления качению; V — скорость в км/час; Nf — мощность, затрачиваемая на качение, л. с.
Пример подсчета потребной мощности на преодоление качении:
Дано: дорога (асфальтированное шоссе) f — 0,020; G — вес мотоцикла с водителем — 180 кг; V — скорость — 160 км/час.
Тогда сопротивление качению будет равно:
Рассмотрев факторы, влияющие на потерю мощности двигателя при качении мотоцикла, можно сделать вывод, что спортивный мотоцикл должен быть легким, а давление в шинах — более повышенное, нежели в шинах обычного дорожного мотоцикла.
Зависимость коэффициента сопротивления качению от скорости и давления в шинах
Давление в шинах (кг/см2) | Скорость (км/час) | |||||
50 | 100 | 150 | 200 | 250 | 300 | |
1 | 0,0215 | 0,0394 | 0,107 | 0,272 | 0,597 | 1,150 |
1,5 | 0,0161 | 0,0238 | 0,0529 | 0,124 | 0,264 | 0,502 |
2,0 | 0,0132 | 0,01745 | 0,0334 | 0,0727 | 0,1493 | 0,285 |
2,3 | 0,0121 | 0,025 | 0,0325 | 0,052 | 0,095 | 0,175 |
3,0 | 0,0092 | 0,0121 | 0,022 | 0,035 | 0,070 | 0,125 |
4,0 | 0,00832 | 0,00932 | 0,0191 | 0,0224 | 0,0405 | 0,0715 |
6,0 | 0,00638 | 0,00683 | 0,00845 | 0,01245 | 0,0203 | 0,0336 |
«Пособие механикам мотоциклов»,
А.Н.Силкин, Б.С.Карманов
- Уменьшение потерь на трение в трансмиссии
- Сопротивление воздуха
- Прирост скорости от полуобтекателя
- Проектирование полного обтекателя
- Мощность, расходуемая при движении мотоцикла на подъем
- Ускорение мотоцикла
- Мощностной баланс
- Крутящий момент колеса
- Тяговое усилие колеса
- Влияние подбора передаточных отношений в коробке передач
- Связь между скоростью мотоцикла и числом оборотов двигателя
- Пример подсчета эффективной мощности двигателя по максимальной скорости мотоцикла