Поршни
На гоночных двигателях, имеющих рабочий объем одного цилиндра не свыше 125 см3, и спортивных — до 175 см3 в основном применяются литые поршни из высококремнистых алюминиевых сплавов. В отечественной промышленности наиболее широко распространены сплавы № 1 и 2 по нормали HI 160 — 50. Однако большей жаропрочностью обладает высококремнистый литейный сплав Лоу-Экс.
Химический состав этих сплавов приведен в таблице.
Название сплава | Содержание основных легирующих элементов (%) | Твердость поршня после термообработки | |||||
Cu | Si | Mg | Fe | Ni | Mn | ||
Сплав № 1 | 2 — 44 | 10 — 12 | 0,5 — 1,3 | 0,8 макс. | 0,9 — 2,0 | 0,5 — 1,3 | 100 — 135 |
Сплав № 2 | 1,5 — 2,5 | 17 — 20 | 0,5 — 1,3 | 0,8 — 1,0 | 0,9 — 1,2 | 0,5 — 1,0 | 100 — 135 |
Лоу-Экс | 0,6 — 1,0 | 11,2 — 14,2 | 0,9 — 1,2 | 0,8 — 1,2 | 2,2 — 2,7 | — | 120 — 140 |
Термообработка поршней состоит из закалки и отпуска и производится после предварительной механической обработки поршня. Отливают поршни только в кокиль.
В двигателях с большим рабочим объемом одного цилиндра поршни работают при более высокой температуре, поэтому на них применяются кованые поршни из алюминиевого сплава АК-4. Однако это требует увеличения температурных зазоров между поршнем и цилиндром в 1,20 — 1,35 по сравнению с литыми поршнями. Термообработка поршней из сплава АК-4 аналогична литым поршням (твердость НВ = 100 — 120).
Поршневые кольца для всех четырехтактных и спортивных двухтактных двигателей изготовляют из серого перлитного чугуна, имеющего следующий химический состав:
В ряде случаев используют индивидуальную отливку колец заданной формы в свободном состоянии.
Твердость колец HRB = 98 — 104.
Чтобы увеличить износостойкость верхнего компрессионного кольца, в основном на четырехтактных двигателях применяется пористое хромирование трущейся поверхности. Общая толщина хрома равна 0,15 — 0,20 мм, из нее слой пористого хрома составляет примерно 0,05 мм.
На двухтактных гоночных двигателях в основном ставят стальные хромированные кольца, покрытие которых аналогично вышеуказанным хромированным чугунным кольцам. Стальные кольца изготовляют из стали 40Х, 60ХГ, 65Г, 60С2 или 50ХФА. Перед окончательной обработкой и хромированием кольцо закаливают (твердость HRC = 45 — 50).
«Пособие механикам мотоциклов»,
А.Н.Силкин, Б.С.Карманов