Направляющие клапанов
Седло клапана
Для работы в паре с клапаном из титанового сплава впускное окно изготовляют из бронзы АЖН 10 — 4 — 4. На стальных впускных клапанах используется более износоустойчивое чугунное седло. С целью улучшения теплоотвода седло выпускного клапана изготовляют из бронзы АЖН 10 — 4 — 4.
Направляющие клапанов
Для работы в паре с клапаном из титанового сплава направляющие изготовляют из бронзы ОФ 10 — 1. Направляющие для стальных клапанов, стержни которых подвергнуты азотации, а для стали ЭИ-72 и без нее изготовляют из серого перлитного чугуна (в большинстве случаев применяется тог же чугун, что используется для гильзы цилиндров или поршневых колец).
Для клапана из стали ЭИ-69, стержень которого не подвергается азотации, необходимо изготовлять направляющую из бронзы ОФ 6,5 — 0,4, а наименьшие износы достигаются при бронзе ОФ 10 — 1.
Для клапанов, изготовленных из жаростойких сплавов ЭИ437Б и ЭИ 617, применяются направляющие из бронзы ОФ 10 — 1.
Клапанные пружины изготовляют из стальной шлифованной проволоки 50ХФА. Пружины термообрабатывают (твердость HRC = 42 — 47), после чего для увеличения усталостной прочности (в 2 — 3 раза) их подвергают дробеструйной обработке.
Тарелку пружины в большинстве случаев изготовляют из дюр-алюминия В95Т. Стальные тарелки, применяемые на некоторых спортивных двигателях, сделаны из сталей 35, 40 и 40Х и закаливаются (твердость HRC = 35 — 40).
«Пособие механикам мотоциклов»,
А.Н.Силкин, Б.С.Карманов