Ходовая часть
Рамы гоночных, кроссовых и ипподромных мотоциклов изготовляют из стальных цельнотянутых труб 30ХГСА, а на иностранных мотоциклах широко применяются хромомолибденовые трубы.
Сварка труб стали 30ХГСА производится хромомолибденовым прутком со специальной обмазкой и требует высокой квалификации сварщика. После сварки рама подвергается специальной термообработке (твердость HRC = 32 — 38). Для остальных спортивных мотоциклов рамы изготовляют из цельнотянутых труб (сталь 35).
Колеса
Ступицы колес и крышки тормозов отливают из алюминиевых сплавов AЛ4 и АЛ10 и из магниевого сплава МЛ5. Тормозные барабаны в основном изготовляют из серого чугуна (твердость НВ = 207 — 255). Ободья колес гоночных мотоциклов изготовляют из профильного проката алюминиевого сплава АВ. Для спортивных мотоциклов используются стальные ободья серийных дорожных мотоциклов.
Оси колес изготовляют из сталей ЗОХМА, ЗОХГСА и 40ХН, улучшаемых до твердости HRC = 32 — 36.
Цепные зубчатки
Зубчатка коробки передач (ведущая) изготовляется из стали 15 или 15Х, цементируется на глубину 0,6 — 0,8 мм и закаливается до твердости HRC = 58 — 62. Зубчатки заднего колеса (ведомые) для гоночных мотоциклов с малым рабочим объемом двигателя (не выше класса 175 см3) изготовляют из дюралюминиевого листа Д16Т (твердость НВ = 100 — 115).
Для гоночных мотоциклов с большим рабочим объемом двигателя и большинства спортивных мотоциклов зубчатки заднего колеса изготовляют из сталей 45 — 50 или 40Х и не термообрабатывают во избежание коробления.
Пружины подвески
Пружины передней вилки и задней подвески кроссовых и гоночных мотоциклов в основном изготовляют из стальной проволоки 50ХФА, термообрабатывают до твердости HRC = 42 — 47.
Что повысить усталостную прочность, в ряде случаев пружины подвергают дробеструйной обработке. Для остальных спортивных мотоциклов применяется стальная проволока 65Г и 60С2А (термообработка до твердости HRC = 42 — 47).
«Пособие механикам мотоциклов»,
А.Н.Силкин, Б.С.Карманов