Среднее индикаторное давление
Среднее индикаторное давление определяется делением площади индикаторной диаграммы посредством планиметра на длину индикаторной диаграммы, равную рабочему объему одного цилиндра. Часть индикаторной мощности, затрачиваемая на механические и насосные потери, называется мощностью трения.
Полезная мощность, снимаемая с коленчатого вала двигателя, называется эффективной мощностью Nе. Следовательно,
Аналогично индикаторной мощности:
где: Ре — среднее эффективное давление, кг/см2. Механический к. п. д. двигателя
характеризует степень совершенства конструкций мотора, точность изготовления, качество обработки трущихся поверхностей, правильность сборки двигателя и степень его изношенности.
Эффективная мощность и мощность трения проверяются на испытательных стендах.
Мощность трения определяется затратой мощности на прокручивание прогретого до рабочей температуры двигателя от стенда. При этом дроссельные золотники карбюраторов должны быть полностью открыты, а зажигательные свечи завернуты.
Следовательно, без индицирования двигателя можно определить индикаторную мощность:
а затем и механический к. п. д., который повышается с увеличением оборотов. Поэтому сравнивать по механическому к. п. д. следует двигатели, имеющие максимум мощности при равных числах оборотов.
В зависимости от конструкции и качества изготовления гоночных двигателей, а для четырехтактных и от вязкости масла при рабочей температуре двигателя мощность трения начинает резко возрастать (а механический к. п. д. резко падать) при достижении определенной средней скорости поршня.
Этим в основном и объясняется перегиб кривой мощности современных гоночных двигателей.
«Пособие механикам мотоциклов»,
А.Н.Силкин, Б.С.Карманов