Уход за мотоциклом после гонок
Объем работы после любых соревнований определяется состоянием мотоцикла и интервалом времени между гонками. Для этой цели подробно осматривают все узлы мотоцикла и в зависимости от имеющихся дефектов и наличия времени между гонками устанавливают план восстановления мотоцикла.
После всех видов гонок необходимо в первую очередь частично разобрать двигатель, осмотреть цилиндр, головку, состояние подшипников шатуна, поршни и поршневые кольца. Затем проверить ходовую и силовую части мотоцикла.
В отдельных видах соревнований особую роль играют тормоза, поэтому тормозной системе должно уделяться большое внимание.
После окончания гонок у мотоциклов, двигатели которых работали на спиртовом топливе и касторовом масле, необходимо слить остатки спирта из бака и поплавковой камеры, касторовое масло, промыть двигатель и маслосистему, залить минеральное масло и бензин, завести двигатель и дать ему поработать 10 — 15 минут на малых оборотах. Эти мероприятия частично предохраняют карбюратор и кривошипный механизм от коррозии.
В тех случаях, когда мотоцикл ставят на длительную стоянку (консервацию), необходимо обеспечить деталям машины стойкость против коррозии.
Для этого следует выполнить следующие работы:
- мотоцикл хорошо вымыть и насухо протереть;
- слить топливо из бензобака и карбюратора, после чего бензобак ополоснуть жидким маслом;
- если перед постановкой на консервацию двигатель эксплуатировался на спиртовом топливе, необходимо промыть поплавковую камеру и поплавок горячей водой, а затем протереть маслом;
- у двигателей, работавших на касторовом масле, слить из картера и маслобака остаток масла, залить автол, затем хорошо прогреть двигатель и вторично слить масло, после чего маслосистему еще раз заполнить автолом;
- произвести полную смазку мотоцикла;
- окрашенные поверхности покрыть пастой. Мотоциклы, окрашенные нитрокраской, покрываются восковой пастой № 290 (ТУ МХ17 № 273 — 48). Мотоциклы, окрашенные глифталевыми эмалями, покрывать восковой пастой нельзя, а нужно применить полировочную воду, так как находящийся в этой пасте скипидар, способен растворять глифталевые краски;
- хромированные части хорошо смазать техническим вазелином (ГОСТ 3045 — 51). При отсутствии этих смазок применить раствор воска (100 г) в бензине (0,25 л). Для предохранения хромированных деталей от воздействия газов и влаги их можно покрывать бесцветным лаком — цапонлаком № 951 (ГОСТ 5236 — 50);
- снять аккумулятор и отдать в подзарядку, после чего клеммы промыть крепким раствором кальцинированной или питьевой соды;
- один раз в месяц подзаряжать аккумулятор;
- вывернуть свечу и залить в цилиндр за два-три приема 20 — 30 см3 масла (автол 10), поворачивая при этом коленчатый вал двигателя;
- если мотоцикл будет храниться при температуре не ниже 5 °С, то в шинах несколько снижают давление и разгружают от веса мотоцикла путем постановки рамы на подставку.
При хранении мотоцикла в помещении с низкой температурой шины рекомендуется снять, вложить в них слегка накачанные камеры. Шины желательно хранить в прохладном и темном помещении.
«Пособие механикам мотоциклов»,
А.Н.Силкин, Б.С.Карманов