Подготовка ходовой части мотоцикла
К ходовой части мотоцикла относятся: рама, колеса, передняя вилка, задняя подвеска, шины, тормоза и органы управления. Подготовка их к эксплуатации заключается в проверке правильности изготовления и в устранении неисправностей, понижающих устойчивость и надежность мотоцикла.
Мотоцикл считается устойчивым, если при средней скорости можно ездить на нем, не держа руль, а на максимальной скорости не нужно применять особого усилия в управлении.
Если мотоцикл достаточно устойчив, то необходимо только проверить и зафиксировать положение колес относительно рамы и передней вилки при помощи специально изготовленного шаблона, устанавливаемого между ободом колеса и маятниковой вилкой.
Внешним осмотром устанавливают состояние рамы, передней вилки колес и рулевого управления. Исправность подвески, пружины передней вилки и тормозных колодок можно определить лишь после их разборки. Прежде чем приступить к разборке отдельных узлов ходовой части, необходимо ознакомиться с их конструкцией, а также изучить заводскую инструкцию.
Сейчас в эксплуатации находится довольно большое количество мотоциклов различных типов и марок. Изложить все инструкции по их эксплуатации в данной книге не представляется возможным.
Поэтому мы ограничимся лишь описанием основных правил разборки и сборки, применительно к большинству выпускаемых ныне мотоциклов.
«Пособие механикам мотоциклов»,
А.Н.Силкин, Б.С.Карманов
Неисправности рамы мотоцикла определяют наружным осмотром. Рама мотоцикла не должна иметь трещин, деформации, перекосов кожухов и щитков. Задний щиток должен быть расположен симметрично относительно рамы и прочно закреплен болтами. Трещины рамы заваривают. Для усиления узла в местах трещин допускается приварка ребер и косынок к раме. Проверка правильности установки заднего колеса Проверка правильности установки заднего колеса:…
Рама мотоцикла, предназначенного для гонок по гаревой дорожке, не имеет мягкой подвески заднего колеса и тормозных устройств. Передняя вилка устанавливается облегченного типа с пружинным амортизатором. Ход вилки ограничен в пределах 50 — 60 мм. Наиболее распространен для гонок по гаревой дорожке мотоцикл класса 500 см3 чехословацкой фирмы ЭСО. Мотоцикл для гаревого спорта ЭСО-500 Подготовка ходовой…
Обычно в колесах изнашиваются и разрушаются шариковые подшипники, вытягиваются и обрываются спицы, деформируются обода, изнашиваются распорные втулки, сальники, тормозной барабан. Износившиеся, не подлежащие ремонту детали, конечно, заменяют новыми. Те же, что можно отремонтировать — ремонтируют. При замене подшипников необходимо обратить внимание на состояние распорной втулки и сальников колеса. Деформированную втулку заменяют новой. От состояния уплотняющих…
Седло применяют жесткое, продольное, с расчетом свободного передвижения для изменения посадки при езде на поворотах и на прямом участке дороги. С правой стороны рамы на расстоянии 70 — 80 мм от грунта устанавливают подножку. На конце ее делают выступ (крюк), предохраняющий от соскальзывания ступни правой ноги. С правой же стороны дополнительно устанавливают упорный крюк под…
Натяжка спиц должна быть равномерной, что можно проверить по звуку ударом ключа. Перед тем как приступить к натяжке спиц, необходимо выправить обод (если он деформирован). Для исправления обода желательно заготовить специальные оправки, подогнанные по радиусу и конфигурации обода. Пригодность тормозного барабана к постановке определяют степенью изношенности его, наличием продольных рисок и т биению внутреннего его…
Система управления готовится так же, как и на мотоциклах для гаревых гонок. При изготовлении рамы угол наклона передней вилки делают 30 — 32°. Для того чтобы мотоцикл в гонках по ледяной дорожке был устойчив, необходимо выполнить основное условие — установить двигатель на раме как можно ближе к переднему колесу; это понизит центр тяжести мотоцикла, повысит…
После окончания выверки обода, выступающие концы резьбы спиц спиливают до ниппеля и ставят флипер. Чтобы не допустить проворачивания шины, на ободе ставят один барашек. Кроме того, зубилом делают насечки с внутренней стороны обода по двум плоскостям прилегания борта шины к ободу. Установка барашка для предохранения Установка барашка для предохранения от провертывания шины: 1 — вентиль;…
Устойчивость мотоцикла при езде по льду обеспечивается также применением приспособлений противоскольжения, устанавливаемых на колесах. Такими приспособлениями служат, например, шипы конструкции Н. И. Закревского, изготовленные из стальной проволоки и специальные точеные шипы различных конструкций. Шипы конструкции Закревского используются в классах мотоциклов 125 — 175 см3. Монтажная схема постановки точеного шипа Монтажная схема постановки точеного шипа: 1…
На современных мотоциклах устанавливают телескопические передние вилки с гидравлическими амортизаторами. Общий вид и устройство отдельных деталей передних вилок показаны на рисунке. Передняя вилка мотоцикла ИЖ-56 Передняя вилка мотоцикла ИЖ-56: 1 — рукоятка демпфера; 2 — пробка; 3 — пружина; 4 — верхний мостик; 5 — стержень; 6 — подшипник; 7 — нижний мостик; 8 —…
Лучшим вариантом постановки шипов следует считать точеный шип с закреплением его специальной гайкой с внешней стороны шины, хотя стоимость изготовления такого комплекта шипов получается значительно дороже. На рисунке показаны детали такого облегченного шипа. Преимущество его заключается в том, что он легко монтируется, заменяется в случае поломки и удобно закрепляется при помощи специально изготовленного торцового ключа….