Кинематическая вязкость
Кинематической вязкостью называется отношение абсолютной вязкости к плотности жидкости при той же температуре. Единица кинематической вязкости называется стоксом.
Размерность стокса — см2/сек. Сотая часть стокса называется с а нтистоксом (сст).
Вязкость масла с повышением температуры понижается. При недостаточной вязкости масла наступает масляное голодание, что приводит к увеличению потерь на трение и износу деталей.
А с другой стороны, слишком высокая вязкость повышает механические потери и снижает мощность двигателя. Следовательно, величина вязкости масла должна находиться в определенных пределах, обеспечивающих получение жидкостного трения и минимальные потери на трение.
С повышением температуры масляный слой становится очень тонким и может только заполнить границы шероховатостей рабочих поверхностей деталей. Такой слой масла называют граничным слоем, прилипшим (адсорбированным) к трущимся поверхностям.
Трение с таким слоем, называемое полусухим, происходит между поршнем и цилиндром, поршневым пальцем и втулкой, штоком клапана и направляющей втулкой и т. д.
Полусухое трение способствует повышению температуры деталей. Чтобы снизить температурный режим двигателя, используют циркуляцию (прокачку) масла. В этом отношении прокачка масла в двигателе имеет не менее существенное значение, чем вязкость масла.
Оценивают вязкость масла в зависимости от температуры числом отношения вязкости при температуре 50 °С к вязкости при температуре 100 °С. Чем меньше это отношение, тем большая устойчивость вязкости масла к повышению температуры.
Масло для форсированных двигателей должно быть стабильным при высоких температурах. Чем выше температура вспышки масла при нагреве ее, тем оно лучше. При высокой температуре масло способно выделять смолы и пригорать, оставляя на поршне и кольцах тонкую пленку, кроме того, отлагать на головке цилиндра нагар. Оценивают масло по нагарообразованию в процентах коксуемости.
При понижении температуры масло застывает. Температура, при которой уровень масла в пробирке после ее наклонения на 45° остается неподвижным в течение 5 минут, называется температурой застывания масла.
«Пособие механикам мотоциклов»,
А.Н.Силкин, Б.С.Карманов
- Химический состав топлива
- Удельный вес и скрытая теплота испарения
- Теплотворность и испаряемость
- Антидетонационные свойства
- Антидетонаторы
- Спиртовое топливо
- Топливные смеси для высокофорсированных двигателей
- Особенности эксплуатации двигателя на спиртовом топливе
- Методика подбора топлива
- Смазка спортивных мотоциклов
- Масла для двигателей
- Выбор сорта масла
- Смазка двухтактного двигателя
- Простейшие способы проверки качества масла
- Консистентные смазки