Влияние конструкции на мощность двигателя
Конструкция, форсировка и долговечность двигателя в конечном счете определяются его назначением.
К гоночным — одно требование.
К спортивным — другое.
Принято двигатели делить на следующие группы:
- Спортивные двигатели, выполненные на базе двигателей дорожных мотоциклов и не имеющие принципиальных конструктивных отличий, за исключением увеличения мощности путем увеличения степени сжатия. Такими двигателями оснащаются, как правило, мотоциклы для многодневных и кроссовых соревнований.
- Спортивные двигатели, выполненные на базе серийных дорожных двигателей, в которые внесен ряд конструктивных изменений, направленных на увеличение мощности, а именно: для четырехтактных двигателей (повышение степени сжатия, увеличение диаметров впускных и выпускных каналов и клапанов, их подъемов, профиля кулачков газораспределения и т. д.) и для двухтактных двигателей (увеличение степени сжатия, сечения окон и каналов и т. п.). Такие двигатели применяются для кроссовых и шоссейно-кольцевых мотоциклов класса Б, а также частично для соревнований по гаревой и ледяной дорожкам и мотоциклов, участвующих в международных многодневных соревнованиях.
- Двигатели, специально спроектированные для мотоциклов, предназначенных к определенным соревнованиям. Сюда относятся двигатели гоночных мотоциклов для шоссейно-кольцевой гонки (класса А), трековых, рекордно-гоночных, ряда моделей кроссовых и ипподромных мотоциклов (спортивные мотоциклы ЭСО, кроссовые — БСА, КР-5 и другие).
Двигатели третьей группы, особенно гоночные, наиболее сложны по конструкции, а также в обслуживании и ремонте. Так как рекордно-гоночные мотоциклы очень редки и почти отсутствуют в наших спортивных обществах, поэтому нет необходимости останавливаться на конструктивных особенностях их двигателей. Обратимся к мотоциклам, широко применяемым в соревнованиях.
Наибольший технический прогресс в области мотоциклетного двигателестроения за последние 10 — 15 лет наблюдается в развитии конструкции двигателей для шоссейно-кольцевых гоночных мотоциклов (сокращенно — гоночных двигателей).
Из числа поршневых двигателей без нагнетателей эти двигатели обладают наибольшей литровой мощностью. Наглядным примером роста литровой мощности гоночного двигателя может служить двигатель гоночного мотоцикла MZ R = 125, литровая мощность которого за последние 12 лет возросла с 95 л. с./л. до 240 л. с./л.
Результаты и опыт работ над гоночными двигателями в первую очередь реализуются на спортивных двигателях. Так как влияние конструкции двигателя на его мощность особенно сильно отражается в гоночных двигателях, то необходимо рассказать о конструкции самого двигателя и его основных узлов.
Двигатели шоссейно-кольцевых гоночных мотоциклов делятся на подгруппы:
- четырехтактные с двумя верхними распределительными валами, закрытие клапанов у которых осуществляется пружинами;
- четырехтактные с верхними распределительными валами, закрытие клапанов у которых осуществляется принудительно (десмодромик);
- двухтактные с дисковым золотником на впуске;
- двухтактные, не имеющие золотника (типа ЕМС и Бультако).
«Пособие механикам мотоциклов»,
А.Н.Силкин, Б.С.Карманов
Примером конструкции двигателя, закрытие клапанов у которого осуществляется пружинами, является двигатель С360. Схема двигателя С360 Двигатель С360 — двухцилиндровый с двумя верхними распределительными валами. Цилиндры выполнены раздельно, расположены поперек оси рамы мотоцикла и наклонены вперед под углом 10° от вертикальной оси. В алюминиевые цилиндры запрессованы гильзы из высоконикелевого чугуна, обладающего большой износоустойчивостью. Картер является общим…
Для двигателей с одним верхним распределительным валом этот вес сокращается, так как отсутствуют штанга и толкатель. Схема Схема спортивно-дорожного двигателя Хонда СВ-92 с одним верхним распределительным валом. У двигателей с двумя верхними распределительными валами сокращение веса происходит только за счет замены двухплечевого коромысла одноплечим рычагом-рокером или толкателем, если вес последнего меньше приведенного веса коромысла. Вес…
Коленчатый вал двигателя — двухколенный, трехопорный и легкоразборный. Он состоит из четырех частей, соединяемых торцевыми шлицами, и стягивается тремя болтами с дифференциальной резьбой. Болт и щеки имеют с обеих сторон резьбы с разными шагами; таким образом, при завертывании в две сопрягаемые щеки они приближаются друг к другу на величину разницы шагов резьб. Благодаря этому торцевые…
Для увеличения усталостной прочности шпилечной пружины желательно иметь меньший угол закрутки, что достигается удлинением пружины. Длинные шпилечные пружины с целью уменьшения веса двигателя выполняются открытыми. Но в этом случае повышается износ клапанного механизма. Схема гоночного двигателя Дукати-125 Закрытые шпилечные пружины имеют сокращенные по длине габариты, а поэтому меньшую усталостную прочность. Однако применение пружинной проволоки 50ХФА…
Привод механизма газораспределения осуществляется от коленчатого вала тремя цилиндрическими шестернями и далее семью коническими шестернями. Вращение от нижних шестерен распределения, размещенных в картере двигателя, передается наверх к шестерням, смонтированным в картере распределительного механизма при помощи вертикального вала, ось которого параллельна осям цилиндров. Он соединяется с ведомой нижней конической шестерней при помощи эвольвентных шлиц. В верхней…
На гоночных двигателях, как правило, применяется механизм газораспределения с двумя распределительными валами. Их привод осуществляется от коленчатого вала посредством шестеренчатой передачи. При этом он должен обеспечить высокую синхронность вращения обоих распределительных валов, относительно коленчатого вала при работе двигателя. Необходимые зазоры в зацеплении шестерен снижают синхронность, поэтому она увеличивается с уменьшением количества пар шестерен в конструкции…
Картер распределительного механизма крепится к двум раздельным головкам цилиндров при помощи восьми винтов и четырех болтов. Каждая головка совместно с цилиндром крепится к картеру двигателя четырьмя болтами, завертываемыми в специальные стальные футорки-шпильки. Последние нижним концом завернуты в картер, а в их верхней части имеются резьбовые отверстия, в которые завертываются вышеуказанные болты. Плоскости сопряжения головок и…
Опыт эксплуатации гоночных двигателей показывает, что чем ближе зацепление расположено к распределительному валу, тем больше изнашиваются зубья шестерни. В конструкциях гоночных двигателей привод от коленчатого вала до распределительных валов (или вала) осуществляется набором конических шестерен, цилиндрических шестерен MB-125, 350 и 500, Хонда 125г 250 и 350 или комбинацией цилиндрических и конических шестерен. Схема гоночного двигателя…
Система смазки — циркуляционная с сухой кривошипной камерой. Циркуляция масла обеспечивается двухступенчатым шестеренчатым насосом, смонтированным в правой крышке картера и, приводимым во вращение при помощи промежуточной цилиндрической шестерни распределения. Схема системы смазки двигателя С360 (С259) Масло забирается из маслорезервуара через сетчатый фильтр с крупной сеткой и, пройдя маслонасас, прокачивается через другой сетчатый фильтр с более…
Из кольцевой канавки масло нагнетается центробежной силой через ряд радиальных сверлений в кольце на беговую дорожку роликов. Другая часть масла (— 2/5) подается по шлангу наверх к картеру распределительного механизма. Здесь под давлением смазываются втулки шестерен горизонтального вала и рокеров, а также трущиеся поверхности кулачков и рокеров. Все остальные узлы и сопряжения двигателя смазываются разбрызгиванием…