Органы управления автомобилем
Водитель управляет автомобилем при помощи органов управления, а наблюдает за его работой по контрольным приборам.
Органы управления
Органы управления (а), щиток приборов и кнопки управления автомобиля ЗИЛ-130 (б): 1 — рычаг ручного (стояночного) тормоза; 2 — ручка управления жалюзи радиатора; 3 — рукоятка стеклоподъемника; 4 — переключатель указателя поворота; 5 — рулевое колесо; 6 — кнопка сигнала; 7 — зеркало заднего вида; 8 — рычаг переключения передач; 9 — педаль обмыва ветрового стекла; 10 — педаль сцепления; 11 — ножной переключатель света; 12 — тормозная педаль; 13 — педаль управления дроссельной заслонкой (акселератор); 14 — спидометр (указатель скорости) и счетчик пройденного пути; 15 — указатель уровня топлива; 16 — лампа-указатель зарядки аккумуляторной батареи или амперметр; 17 — указатель давления масла; 18 — манометр давления воздуха в тормозной системе; 19 — ручка управления отопителя; 20 — переключатель электродвигателя вентилятора отопителя; 21 — головка включения стеклоочистителя; 22 — кнопка ручного управления дроссельной заслонкой; 23 — выключатель плафона кабины; 24 — кнопка воздушной заслонки карбюратора; 25 — центральный переключатель света; 25 — лампа указателя перегрева двигателя; 27 — указатель температуры охлаждающей жидкости; 28 — контрольная лампа указателя поворота; 29 — замок зажигания и включатель стартера.
К основным, постоянно используемым органам управления относятся рулевое колесо 5, рычаг 1 ручного тормоза, тормозная педаль 12, педаль 13 дросселя, педаль 10 сцепления и рычаг 8 переключения передач.
При повороте рулевого колеса водитель изменяет направление движение рычагом ручного тормоза обеспечивают неподвижное положение автомобиля на стоянке. На тормозную педаль нажимают, если надо уменьшить скорость или остановить автомобиль. При нажатии акселератора (педали 13) увеличивают подачу горючей смеси в цилиндры двигателя.
Нажатие педали сцепления до отказа обеспечивает отъединение двигателя от коробки передач (выключение сцепления). Когда плавно отпускают педаль сцепления, оно постепенно включается, что позволяет трогать автомобиль с места без рывка и равномерно двигаться при переключении передач.
Положения рычагов переключения передач
Положения рычагов переключения передач различных коробок передач:
а — трехступенчатой;
б — четырехступенчатой;
в — пятиступенчатой.
В различных условиях движения водитель должен правильно выбирать и при помощи рычага 8 своевременно переключать передачи. Так, трогают с места и движутся по тяжелой дороге на первой или второй передачах (низших).
Чтобы увеличить скорость автомобиля, надо постепенно переключить передачи с низшей на высшую.
Для этого выключают сцепление, отпускают педаль (акселератор), ставят рычаг в нужное положение и, отпуская педаль сцепления, нажимают акселератор. Положения конца рычага переключения для различных автомобилей показаны на рисунке.
«Практикум по автомобилю»,
В.П.Беспалько, М.И.Ерецкий, З.В.Розен
- Замедление движения автомобиля
- Остановка и поворот автомобиля
- Движение задним ходом
- Краткие технические характеристики основных моделей отечественных автомобилей
- Первоначальное обучение вождению автомобиля
- Лабораторно-практическая работа (1)
- Лабораторно-практическая работа (2)
- Лабораторно-практическая работа (3)
- Лабораторно-практическая работа (4)
- Контрольные операции
- Лабораторно-практическая работа (5)
- Контрольные операции (крепление рулевой колонки)
- Контрольные операции (герметичность пневматического привода)
- Заправочные операции
- Пуск двигателя и управление автомобилем
- Трогание автомобиля с места и его разгон
- Переключение передач
- Основные части автомобиля