Устройство рулевого управления
В рулевое управление входят: рулевой механизм и рулевой привод.
Рулевой механизм состоит из рулевого колеса 13, вала 5 с червяком 3, вала 2 сошки 1 с роликом 7 и картера 6 с подшипниками. При вращении рулевого колеса червяк перемещает ролик и, следовательно, поворачивает вал сошки 1, нижний конец которой, передвигаясь, увлекает привод и поворачивает колеса.
Рулевое управление автомобиля ГАЗ-51А
Рулевое управление автомобиля ГАЗ-51А: 1 — сошка; 2 — вал сошки; 3 — червяк; 4 — рулевая колонка; 5 — вал; 6 — картер рулевого механизма; 7 — ролик; 8 — регулировочный винт вала сошки; 9 — стопорная шайба; 10 и 22 — шаровые пальцы; 11 и 23 — сухари; 12 и 21 — пружины; 13 — рулевое колесо; 14 — шкворень; 15 — пробка; 16 — пресс-масленка; 17 — балка передней оси; 18 — поперечная рулевая тяга; 19 — поворотные рычаги поперечной рулевой тяги; 20 — наконечник поперечной рулевой тяги; 24 — ступица колеса; 25 — продольная рулевая тяга; 26 — поворотный кулак; 27 — поворотный рычаг продольной рулевой тяги.
Рулевой привод соединяет сошку с поворотными кулаками 26; он состоит из продольной рулевой тяги 25, поворотных рычагов 19 и 27 и поперечной рулевой тяги 18. Рулевые тяги и рычаги соединяют при помощи регулируемых (тяга 25) и саморегулирующихся (тяга 18) шарниров с шаровыми пальцами 22. Шарниры позволяют рычагам и тягам во время работы свободно поворачиваться друг относительно друга.
Силы, необходимые для преодоления трения между шинами управляемых колес и дорогой, а также трения, возникающего в рулевом механизме и шарнирах рулевых тяг, в описанном рулевом управлении создает водитель.
Облегчают труд водителя рулевые усилители, установленные на ряде моделей автомобилей. Усилители работают под действием жидкости, подаваемой насосом под давлением или при помощи сжатого воздуха, поступающего от компрессора.
«Практикум по автомобилю»,
В.П.Беспалько, М.И.Ерецкий, З.В.Розен